Дигитализация – это перевод содержания средств массовой информации во всех его формах (звуковой, графической, текстовой) в цифровой формат.
Сущность и роль дигитализации СМИ. Направления дигитализации телевидения в Германии
Под дигитализацией СМИ понимается перевод их содержания в цифровой формат.
Дигитализация СМИ позволяет легко передавать их содержание по любым каналам электронной коммуникации. В итоге Интернет превращается в особую коммуникационную и информационную среду, где медиапродукты благодаря цифровому формату могут преодолеть традиционные ограничения старых СМИ. Теперь для тех, кто информацию создает, и для тех, кто ее потребляет, больше не существует преград, таких, как время, необходимое для распространения печатных СМИ, финансовые ресурсы, затрачиваемые на это, пространство, которое ограничивает распространение информации.
Дигитализация устраняет различия между отдельными СМИ, уравнивает их возможности и прокладывает путь к их конвергенции.
В начале 21 столетия Германия взяла курс на формирование информационного общества. Немецкое государство осознало потенциал современных технологий коммуникации и стало их активно поддерживать, в том числе и с помощью государственных программ. Стали активно развиваться мультимедийные направления, а Германия вошла в число мировых лидеров в этой сфере. Но в последние годы возникло отставание Германии по многим параметрам, которые характеризуют цифровые процессы:
- Интеграции цифровых технологий;
- Адаптивности бизнеса;
- Качеству цифрового образования;
- Качеству электронного правительства и т.д.
На немецком телевидении цифровизация происходила по двум направлениям: переход на цифровое вещание и взаимодействие телевизионного вещания и интернета. Последнее побуждало к активному развитию рынок видеоконтента. К 2012 году, когда произошло отключение аналогового сигнала, на цифровое вещание перешли около 65% телезрителей. К 2018 году их число составило более 90%. На сегодняшний день в Германии полностью осуществлен переход на цифровое вещание.
С активным развитием интернета в Германии появились самостоятельные онлайн-СМИ и новостные пгрегаторы:
- Actuell24.de
- Nachrichten.de
- Netzpresse.de
- Netzeitung.de.
Категории онлайн-журналистики Германии
Онлайн-журналистика в Германии делится на две категории: коммуникационно ориентированную и классическую программно ориентированную.
Первая форма подразумевает взаимодействие нескольких пользователей, цель которых – распространение информации. К коммуникационно ориентированной форме относятся чаты, форумы, блоги, социальные сети.
Отличительными чертами коммуникационно ориентированной онлайн-журналистики являются:
- Использование блогов, которые представляют собой синтез простой системы контент-менеджмента и мультимедийного дневника. Пользователь в своем блоге публикует тексты, аудио, видео – то, чем он хочет поделиться с аудиторией, а аудитория это комментирует. Современные блоги часто воспринимаются как полноценные медиа. К тому же, они вносят полезный вклад в свободу прессы;
- Использование редакцией и журналистами социальных медиа в работе (Twitter, Facebook);
- Подкастинг. Пользователи выкладывают онлайн аудио- или видеовыступления, комментируют и оценивают друг друга. Подкастинг можно назвать аналогом телевидения и радио в сети Интернет;
- Электронная почта.
Программно ориентированная форма онлайн-журналистики свое начало берет из классических медиа и имеет с ними много общих черт. Но все же она обладает рядом особенностей:
- Возможность комментирования. Благодаря этому журналист получает мгновенный отклик.
- Краудсорсинг. Аудитория помогает в подготовке материала, участвуя в тестах, опросах;
- Аудио-слайд-шоу. Это комбинация из подборки фотографий, иллюстраций, сопровождающаяся звуковой дорожкой. Аудио-слайд-шоу позволяет нагляднее отобразить новость.
Эволюция цифровой повестки Германии
Начиная с 2010 года в Германии дигитализация стала главным направлением ИКТ-стратегии. В декабре 2013 года была принята «Цифровая повестка дня 2014-2017», которая стала первым договором, где были обозначены основные цели цифровизации, в числе которых - реализация стратегии «Индустрия 4.0».
Весной 2017 года в Германии была представлена программа развития высокопроизводительных сетей. В 2014 году это было доступно для ¾ домохозяйств, а повсеместный высокоскоростной доступ к сети и вовсе отсутствовал. Но в этой программе не были определены источники финансирования, его объемы. Доля волоконнооптических подключений составлял 2,1%. Прежняя цель – обеспечение скорости 50 Мбит/с на фоне целей Евросоюза (обеспечение 100 Мбит/с к 2020 году) оказалась уже неактуальной.
В 2017 году рейтинг цифровой конкурентоспособности, Innovationsindikator, индекс DESI свидетельствовали о том, что Германия отстает по многим параметрам цифровизации.
Осенью 2018 года была принята программа «Интернет 5G и цифровые технологии в каждый дом: правительству Германии есть над чем работать».
Федеральное правительство Германии стремится к расширению сети при помощи волоконно-оптических линий. Достижение этой цели запланировано к 2025 году, но пока этот процесс идет очень медленно. На данный момент только примерно 5% населения в Германии имеет доступ к высокоскоростному интернету (от 100 Мб/с). А обеспечение волоконно-оптической связи составляет 2,3%. Правительству Германии для продвижения в этом направлении пришлось выделить около 12 миллиардов евро. Но средства поступают медленно, и муниципалитетам приходится часто самостоятельно строить сети.
Что касается цифровой безопасности, то ввиду возрастания риска хакерских атак на ключевые инфраструктуры, правительственные учреждения и корпоративные сети, центр кибербезопасности разработал программу централизованного предотвращения таких угроз. Однако многие законы до сих пор не адаптированы к цифровым технологиям.