Особенности современной журналистики Японии
Журналистика в Японии является одной из наиболее формализованных в мире. Средства массовой информации этой страны в основном занимаются освещением событий, которые связаны непосредственно с Японией. Что касается событий, происходящих в мире, в японской прессе они отражаются весьма скупо. Большую роль в журналистике Японии играет следование общепринятым традициям и нормам. В начале 21 века Япония провозгласила начло революции в сфере информационных технологий. Однако рынок печатной прессы при этом не пострадал, он по-прежнему пользуется популярностью, хотя и несколько уменьшился в объемах. Это обусловлено тем, что представители стареющего японского общества предпочитают традиционные СМИ.
Японию является одной из самых читающих стран в мире. По данным исследовательского института Японской ассоциации издателей и редакторов газет, каждая среднестатистическая японская семья подписана на 1-2 газеты.
Журналистика Японии в основном осуществляет аналитический анализ либо рассматривает профессиональную составляющую личности. Выделяют пять основных пластов современной японской журналистики:
- Новостная журналистика. Она включает в себя региональную и федеральную;
- Журналистика ресторанного бизнеса, пищевой промышленности, кулинарии;
- Журналистика, посвященная мангам, аниме, айдол-культурам;
- Журналистка различных видов профессиональной деятельности;
- Эротика.
Основная особенность журналистики Японии состоит в том, что в отличие от западных журналистов японские избегают вопросов, касающихся личной жизни, провокационных вопросов.
Они не проводят интервью в домах своих собеседников, так как такое поведение японским обществом считается непрофессиональным и всячески осуждается. Каноны поведения японского журналиста утрачивают действие, если героем публикации оказывается личность, которая преступила нормы традиционной морали японского общества. В таких случаях все запреты снимаются, и на суд японского общества представляются все негативные факты о преступнике.
Японцы крайне зависимы от общественного мнения. Поэтому опубликованные в СМИ результаты журналистских расследований, в которых содержится критика и отрицательные отзывы, способны довести героя публикации до депрессии и даже до попыток самоубийства. Суицид воспринимается в качестве способа прекращения дальнейшего расследования и негативных публикаций. Кроме того, суицид выступает способом защиты семьи от преследования журналистов. Попытка подкупа журналистов в большинстве случаев только усугубит положение, поэтому в Японии СМИ выступают в роли сдерживающего фактора коррупции.
Главные принципы японской журналистики
Ключевыми принципами японской журналистика являются честность и достоверность информации. Для японского журналиста репутация – превыше всего. В стране крайне мало так называемой заказной журналистики. Практически невозможно проплатить заведомо ложный отзыв, статью, которая не отвечает реальности. Информация во все случаях самым тщательным образом проверяется, а ее несоответствие действительности строго наказывается. В 1938 году японской газетой «Ёмиури Симбун» был основан комитет мониторинга качества журналистики. В 1951 году он был преобразован в комитет ньюз-омбудсменов. По сегодняшний день они рассматривают жалобы читателей на газеты и проводят ежедневные встречи с редакторами.
Ньюз-омбудсмен – это сотрудник средств массовой информации, который принимает и рассматривает жалобы от зрителей, читателей, слушателей, разрешает конфликты между ними и СМИ.
Как правило, ньюз-омбудсмен ведет свою передачу или колонку, в которой разбирает спорные и конфликтные ситуации.
Реклама является неотъемлемым элементом японской журналистики. Большинство японских СМИ, особенно печатные издания, по своему содержанию напоминают «информационный универмаг», в котором предлагаются материалы для разных категорий читателей и активно используются рекламные сообщения и рекламные тексты.
Основные печатные СМИ Японии
Газеты являются старейшим средством рекламы в Японии. Сегодня они получают львиную часть ассигнований на рекламу. Доход от выпуска газет в Японии приблизительно одинаково распределяется между доходами от реализации тиража и доходами от рекламы.
В жизни японцев газеты играют важную роль. Они имеют целый ряд преимуществ перед журналами, радио и телевидением. Японцы считают, что газеты являются самым надежным и заслуживающим доверия видом СМИ, называют газетные публикации проверенными и точными.
По суммарному тиражу ежедневных газет Япония находится на первом месте в мире. Она занимает второе место по количеству ежедневных газет на душу населения, уступая только Норвегии. Крупнейшими общенациональными газетами являются:
- "Ёмиури"
- "Асахи"
- "Майнити"
- "Никкэй".
Они имеют дочерние издания на английском языке:
- "The Daily Yomiuri"
- "Asahi Evening News"
- "Nikkei Weekly"
- "The Japan Times".
Специфическая черта японских газет – они распространяются преимущественно по подписке.
Популярным видом печатных изданий в Японии является «Сэтто» – комплект утреннего и вечернего выпусков. Оба выпуска в Японии, в отличие от американских и европейских газет, тесно связаны между собой, а вечерний является продолжением утреннего.
Ввиду возрастающей популярности Интернета многие японские газеты основали собственные интерактивные службы, которые представляют собой электронные версии газет, но при этом являются самостоятельными носителями информации.
В сети Интернет имеют свои службы общенациональные газеты «Ёмиури», «Асахи», «Никкэй» и англоязычная «Джэпэн Таймс». Интерактивные службы газет предоставляют пользователям право выбора между японским языком и английским.
В Японии очень популярны журналы. Всего на сегодняшний день их издается более 15 тыс. наименований.