Пропаганда – это распространение и углублённое разъяснение каких-либо учений, знаний, идей.
Особенности советских СМИ
Средства массовой информации являются мощным инструментом воздействия на умы граждан и формирования общественного сознания. Массмедиа в разные исторические эпохи имели разные формы. Отличался набор средств массовой информации, их концепция, темы публикаций и т.д.
Общественным строем СССР, согласно Конституции, был социализм. И основной задачей СМИ в советских условиях было донесение до масс позиции власти как единственно возможной и правильной. СМИ той поры полагалось любые факты интерпретировать в необходимом ракурсе, вдохновлять соратников на борьбу с врагами – внешними и внутренними, а также всячески порицать идеологических противников.
Так как средства массовой информации полностью финансировались из государственного бюджета и подчинялись государству, свободомыслие в них было полностью исключено. Советский человек был твердо уверен, что точка зрения журналиста из газеты «Советская Россия» абсолютно совпадает с мнением журналиста из «Правды» и «Московского комсомольца». Политику партии до читателя доносили даже обозреватели спортивных изданий.
Эта же ситуация наблюдалась на телевидении и на радио. Всего в стране было два Центральных канала. В середине 1960-х годов появился еще один канал, который на протяжении двадцати лет выполнял функцию образовательного канала. В 1982 году он получил название Московской программы.
В 1967 году появилась четвертая программа. Пятым каналом Центрального телевидения была ленинградская программа.
Все телепередачи и кинофильмы были строго идеологически выверены, а дикторы информационных программ рассказывали о достижениях трудового народа.
В 1930-е годы появились гулаговские газеты, так как число заключенных в лагерях стремительно росло. Но и в этих газетах содержались призывы к ударному труду и перевыполнению плана. Учитывая, что обращались такие публикации к полуголодным, изможденным людям, работающим на тяжелых работах, становится понятным нравственный настрой таких изданий. Если заключенные опубликованным призывам не следовали, их зачисляли в саботажники, что существенно усложняло их и без того нелегкую жизнь. Предполагалось, что заключенные сами могут писать в газеты и становиться лагерными корреспондентами. Главная задача лагеркоров – разоблачение «притаившихся врагов».
Отражение в советской прессе политических судебных процессов
В советской прессе постоянно звучал тезис о нарастании классовой борьбы. И настолько же настойчивым был и поиск врагов народа как среди чужих, так и среди партийцев. Это было фактически прикрытием политической борьбы И.Сталина за власть. Партийные и советские руководители разных уровней, военачальники, комсомольские деятели, хозяйственники, ученые, представители интеллигенции, их родственники обвинялись в контрреволюционной деятельности. в 193-195-е годы будничным явлением стали судебные процессы над «врагами народа». Эти процессы подробно освещались в СМИ. Репрессивная государственная машина работала быстро и слаженно, так, что большая часть подсудимых признавала обвинения. Такие отчеты печатали в газетах «Известия» и «Правда». Кроме материалов «о врагах народа» в газетах помещались сообщения о преобразованиях, которые происходили после принятия конституции 1936 года.
В предвоенные годы журналистика была весьма разнообразной. Широко использовались такие жанры, как:
- Статья;
- Экономическое обозрение;
- Открытое письмо;
- Отчет;
- Коллективное обращение;
- Очерк.
Очерк был наиболее популярным жанром советской журналистики довоенного времени. Популярны были несколько типов очерков:
- Индустриальный очерк, в котором главным героем был человек труда, созидающий, воодушевленный, самоотверженный, неуемный;
- Сельскохозяйственный очерк, в котором речь шла о переустройстве жизни в деревне;
- Путевой очерк. Он, как правило, посвящался рассказу о новом укладе жизни в отельных уголках огромной страны, о новом облике СССР;
- Портретный очерк был вызван социалистическим соревнованием, появлением новаторов, передовиков производства.
Несмотря на то, что советская журналистика этого периода полностью подчинялась партийному диктату, СМИ принимали активное участие в формировании культа личности И.Сталина, были средством проведения жесткой государственной и партийной политики, инструментом расправы над теми, кто не подчинялся директивам партии. Пресса пользовалась абсолютным доверием народа, который ей верил и следовал ее призывам, поэтому пресса в обществе продолжала играть ключевую идеологическую роль вплоть до 1990-х годов.
Публицистика во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время
Советская публицистика военного периода весьма разнообразна. Она рождалась из сплава таланта журналистов, убежденности бороться за свободу Родины и связи с реальной жизнью. В СМИ этого периода публиковались письма бойцов армии, рабочих, тружеников тыла, что создавало у людей чувство единства. Выдающиеся публицисты-писатели, такие, как А.Толстой, М.Шолохов, Н.Тихонов, Б.Горбатов, К.Симонов, М.Шагинян, Л.Леонов с самых первых дней войны начали писать о войне для газет. Эти произведения призывали людей встать на защиту Родины.
Важную роль играли корреспонденции военных корреспондентов. Наиболее известным среди военных корреспондентов был К.Симонов.
Победа в войне, освобождение от фашизма не сказалось на политической обстановке в стране. А экономическое положение было катастрофическим. Разрушенные села и города, разваленное хозяйство, нехватка мужской силы в сельском хозяйстве и промышленности, продуктовый и товарный голод были реальностью советского государства в послевоенное время. Партия призывала народ на свершение новых подвигов – экономических. Это стало важнейшей задачей советской журналистики наряду с усилением идеологической пропаганды. Однако советская пропаганда должна была хотя соблюдать видимость демократичности, поэтому материалы СМИ строили по принципу защиты идей социализма.