Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жизнь памятника литературы

Определение 1

Памятник литературы – это вошедшее в историю, великое литературное произведение, признанное классикой жанра.

Сущностная характеристика жизни литературного памятника

Памятники литературы, под которыми понимают вошедшие в историю литературные произведения, пережили от момента своего создания множество взаимодействий с внешней средой. Обобщив все подобные взаимодействия, можно сказать, что литературные памятники:

  • бесконечное количество раз переписывались;
  • переделывались посредством сокращений ненужных частей, разрастания различными вставками, осложнения заимствованиями;
  • включались в состав различных сводов, списков, компиляций;
  • подвергались стилистическим и идейным изменениям.

В процессе своего существования литературные памятники могли быть на много лет забыты людьми и обществом, а после переработки они снова вызывали большой интерес у читателей и становились особенно популярными именно в этих переделках, а не в первоначальном («авторском») виде.

В настоящее время подобными вопросами занимается та часть текстологии, которая развивается в русле медиевистики – раздела исторической науки, изучающего историю Средних веков. В связи с этим текстологу-медиевисту приходится заниматься концептуально иными задачами, нежели текстологу, занимающемуся современной литературой. Приходится заниматься с десятками и сотнями рукописями изучаемого произведения, а также учитывать, что в прошлом могли существовать отдельные списки памятника, которые исчезли и не дошли до наших дней. Это всё составляет отдельные части единой жизни памятника литературы.

Значение «послеавторских» переделок литературного памятники

Однако стоит отметить, что жизнь литературного памятника Нового времени также является предметом текстологического исследования. Ей могут быть присуще некоторые явления жизни средневековых произведений. Одной из самых значительных событий в жизни литературного памятника является его многочисленные переделки, которые осуществляются редакторами уже после смерти автора. Как правило, такие переделки были направлены на приведение литературного памятника требованиям, предъявляемым новой исторической эпохой.

«Жизнь памятника литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Примером жизни памятника литературы, которая продолжалась за пределами авторского творчества, можно назвать написанный в 1923 году роман Дмитрия Андреевича Фурманова «Чапаев». К сожалению, первый экземпляр рукописи и корректуры первого издания романа не сохранились.

Но при сравнении второго экземпляра машинописи авторского текста и печатного текста обнаруживается несколько ошибок и искажений, которые были допущены машинисткой. В частности, была пропущена целая страница рукописи. Однако данные ошибки и искажения не были замечены ни автором, ни редакторам романа, в результате чего они так и были перенесены во все последующие издания.

В связи с отмеченными отличиями рукописи, печатного текста и второго экземпляра машинописи теперь не представляется возможным установить, кому принадлежит исправления и сокращения текста: автором Д. А. Фурмановым, редактором П. Н. Лепешинским или иным лицом.

С данным романом связан и другой случай, отражающий «послеавторскую» жизнь литературного памятника. Фурманову принадлежит важное примечание «У живых – имена чужие, у погибших – свои». Однако в очередном издании «Чапаева», напечатанном уже после смерти писателя, его жена самовольно исправила ряд «живых имён» (в том числе и своё собственное имя и отчество). Эти исправления так и переходили в следующие издания «Чапаева».

Отличия в изучении жизни древних и современных памятников литературы

Несмотря на отмеченные изменения как в древней, так и новой литературе, текстологическое исследование жизни литературных памятников занимает исключительно большое место и имеет громадное историко-литературное значение в литературе древней, нежели новой. А данное значительное различие обусловлено тем, что именно в древней литературе «послеавторские» изменения текста преобладают над доступными для наблюдения авторскими правками текста.

По мнению советского исследователя древнерусской литературы Александра Дионисьевича Седельникова (1888-1934 гг.), для древней литературы должна быть создана своеобразная методология текстологического исследования жизни литературного памятника, центр тяжести которого следует перенести в область предварительных работ.

Кроме того, следует учитывать следующую особенность: исследователь при изучении современной литературы зачастую может от своей прямой исследовательской задачи отклониться в сторону критики (что объясняется близостью материала самому исследователю), а при изучении древней литературы (по той же причине) в преобладающих случаях выступает в качестве филолога.

При изучении жизни древних литературных памятников особое место занимают вопросы первоначального текста варианта, время и места его возникновения. Как правило, текстологу во время исследования подобных памятников приходится проводить исследование в условиях недостатка необходимого материала. Приходится довольствоваться внутренним анализом того, что в той или иной форме дошло до исследователя.

Также текстологу стоит акцентировать внимание на хронологизацию изучаемого памятника (особенно это относится к древней литературе). Способствует этому выявление в тексте различных черт языка, которые отражают эпоху, соответствующие внесённому в текст изменению.

Если текстолог изучает жизнь текста современного произведения, то у него есть возможность определить его основную редакцию, просто обратившись к автору или к его окружению.

Кроме того, «злую шутку» с исследователем может сыграть знание автора изучаемого текста древнего произведения. Имя автора вызовет у текстолога желание заранее отвести этому тексту определенное историческое место, приписать ему присущие для автора определённые черты и т.п. Именно поэтому необходимо учитывать все имеющиеся списки и варианты изданий данного текста.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot