Енисейская языковая семья – это объединение языков-родственников, на которых разговаривают в Центральной Сибири вдоль реки Енисей.
Классификация енисейских языков
Изначально эта семья включала в свой состав 6 языков. Однако в течение их исторического развития 5 из них вымерло, а шестой находится сейчас на гране исчезновения.
Енисейская языковая семья распадается на две ветви: южноенисейскую и североенисейскую.
В состав южноенисейской ветви входят следующие языки:
- ассанский (асанский) язык - был распространён к востоку от современного Красноярска, между реками Енисей и Кан; он вымер в XVIII веке;
- коттский язык – был распространён на территории от бассейна рек Уда и Чуна на востоке и до бассейна реки Томь на западе; он вымер в середине XIX века;
- аринский язык – был распространён к северу от современного Красноярска; он вымер во второй половине XVIII века;
- пумпокольский язык - был распространён в верховье реки Кеть; он вымер во второй половине XVIII века.
Ассанский и коттский языки вместе образуют ассано-коттскую группу, а аринский и пумпокольский языки - арино-пумпокольскую группу.
Североенисейская ветвь представлена единственной группой - кетско-югской, в состав которой включают кетский и югский языки.
Югский язык был бесписьменным, поэтому зачастую он рассматривался как сымский диалект кетского языка. Он был распространён в среднем течении реки Енисей. Считается, что югский язык является мёртвым – полностью он исчез к началу XXI века.
Характеристика кетского языка
Кетский язык рассматривается как изолированный язык. Это связано с тем, что все его генетически родственные языки к настоящему времени уже вымерли, а доказательств, подтверждающих его родство с языками других семей, не выявлено.
Кетский язык является родным языком для кетов (также именуемые енисейскими остяками) – коренного народа Сибири, преимущественно проживающего на территории Красноярского края.
Согласно данным, которые были получены в результате Всероссийской переписи населения 2010 года, общее число носителей кетского языка составляет 213 человек. Это намного меньше численности кетского народа (1219 человек). Причина этого кроется в подавляющем использовании кетами русского языка (более 1200 человек), а число носителей кетского языка постепенно уменьшается. В связи с этим кетский язык рассматривается как язык, находящийся под угрозой исчезновения.
В кетском языке выделяют три диалекта - северный, центральный и южный. Причём южный диалект подразделяется на елогуйский и подкаменнотунгусский говоры. Однако различия между обозначенными диалектами и говорами невелики.
Первоначально алфавит кетского языка был составлен на латинской основе. Однако в конце прошлого века был разработан новый алфавит на основе кириллицы.
Кетский язык характеризуется наличием значительного объёма лексических заимствований из языков самодийской и тюркской семей, а также из русского языка.
Кетский язык причисляют к категории синтетических языков флективного типа.
Базовым порядком слов в кетском предложении является «подлежащее - прямое дополнение - сказуемое».
Главной фонологической особенностью кетского языка является отсутствие (за редкими исключениями) звукового противопоставления мягких и твёрдых согласных.
Предположения о взаимосвязи енисейских и других языков
До 2008 года немногие лингвисты утверждали о существовании связи между енисейскими языками и любыми другими языковыми семьями, хотя высказывались предположения о наличии отдаленных связей енисейских языков с большинством эргативных языков Евразии.
В настоящее время выдвинуты и разрабатываются гипотезы об отношениях енисейских языков со следующими языковыми семьями:
- дене-енисейская языковая макросемья;
- карасукская языковая семья;
- сино-тибетская языковая семья;
- сино-кавказская языковая макросемья.
Американский языковед русинского происхождения Эдвард Вайда в 2008 году представил доказательства генеалогической связи между енисейскими языками Сибири и языками на-дене Северной Америки. Его предложения были рассмотрены некоторыми специалистами обоих языковых семей (например, Михаэль Краусс, Джефф Лир, Джеймс Кари, Генрих Вернер и др.), которые положительно (хоть и с осторожностью) высказывались о них.
Одним из значительных исключений является критический обзор проведённых работ и опирающейся на них гипотезы Лайла Кэмпбелла. В нём было четко обозначена позиция, которая заключалась в том, что поднятый и рассмотренный вопрос в настоящее время решен не полностью.
Несколькими учёными-лингвистами, в частности А. П. Далсоном, В. Н. Топоровым и Джорджом ван Дримом, была выдвинута гипотеза о существовании карасукской языковой семьи, которая объединяла енисейские языки Центральной Сибири и изолированный язык бурушаски северного Пакистана. Они утверждали, что народ буриши мигрировал из Центральной Азии и в итоге завоевал долины Инда.
В конце XIX – начале XX веков активно рассматривалась гипотеза, в основном сформированная М.А. Кастреном, Джеймсом Бирном и Дж. Дж. Рамстедтом. Она утверждает, что енисейские языки являются северными родственниками сино-тибетских языков. Сейчас эта гипотеза рассматривается как противоречивая, поэтому она не имеет поддержки среди современных лингвистов.
В середине прошлого столетия немецкий лингвист Карл Будда в своих публикациях описывал макросемью, которая (помимо енисейских и сино-тибетских языков) состояла из северокавказских языков, а также языка бурушаски.
Эта гипотеза активно разрабатывалась в работах Р. Блейхштайнера, О. Г. Тайлера, С. А. Старостина, Дж. Х. Гринберга и других лингвистов, зачастую расширяя эту макросемью до дене-кавказской.
Обоснованность этой теории очень противоречива, поэтому почти всеми современными лингвистами она рассматривается как устаревшая.
Несмотря на множество разработанных гипотез, языки, которые бы были родственными енисейским языкам, в настоящее время не установлены.