Общее представление о языковой системе
Языковая система – это совокупность элементов языка, связанных между собой теми или иными отношениями, которые образуют определённое единство и целостность.
Также возможно употребление такого термина, как «система языка». Представление о системе языка предполагает, что её элементы существуют в постоянном противопоставлении друг другу (например, парадигматика и синтагматика, синхрония и диахрония) и тем самым несут в себе определённую лингвистическую значимость. Кроме того, говоря о системе языка, постоянно используют понятия языкового знака, единиц языка и уровней языка.
Структура языковой системы имеет иерархический тип. Это означает, что единицы более высоких уровней языковой системы образуются благодаря сочетанию единиц более низких уровней. Для взаимодействия единиц система языка выработала определённые инструменты. К ним относятся словарь, который используется как инвентарь готовых единиц, и грамматика, которая рассматривается как механизм сочетания этих единиц.
Также стоит отметить, что степень системности может различаться на различных участках и уровнях языка. Например, по сравнению с лексикой степень системности значительно выше в фонологии, которая отличается тем, что существенное изменение одного элемента влечёт преобразования, затрагивающие другие элементы или всю систему в целом.
Развитие взглядов на язык как на систему
Впервые исчерпывающее определение языка как системы знаков, которая существует непосредственно в речи (а не в наблюдении), было сформулировано известным швейцарским лингвистом начала ХХ века Фердинандом де Соссюром. Однако этому предшествовала длительная традиция, начало которой было положено дискуссиями античных грамматистов о соотношении в языке аналогии и аномалии.
Кроме того, представлений о системности языка касались в своих трудах такие знаменитые лингвисты, как В. фон Гумбольдт, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ. В частности, последний выделил в языковой системе её наиболее общие типы единиц (фонема, морфема, графема, синтагма).
Впоследствии учение Ф. де Соссюра о языковой системе получило развитие в рамках структурной лингвистики, которая в качестве одной из основных задач признавала выделение и классификацию единиц языковой системы. А в противовес Соссюру был выдвинут принцип системности языка в диахронии, который отстаивал Пражский лингвистический кружок.
Также рассмотрению языка как системы способствовало использование в грамматической и лексической семантике заимствованного из фонологии метода компонентного анализа, а также разработка теории семантических полей.
Таким образом, взгляды на язык как на систему развивались на протяжении многих сотен лет, и в последние десятилетия сформировались те идеи и принципы системности языка, которые признаны в современном языкознании.
Устройство языковой системы и её функционирование
Устройство языковой системы определяют уровни языковой системы, которые тесно связаны между собой. Уровни языковой системы представляют собой её подсистемы (ярусы). В основе каждого из уровней лежит какая-нибудь определённая единица языка, которая определяет характер функционирования этого уровня.
Традиционным в языкознании является следующий взгляд на выделение в системе языка её основных уровней:
- фонемный уровень – это уровень, в основе которого лежит фонема, то есть не имеющая самостоятельного значения (лексического или грамматического) минимальная смыслоразличительная единица языка;
- морфологический уровень – это уровень, в основе которого лежит морфема, то есть наименьшая единица языка, имеющая какой-нибудь смысл / значение;
- лексический уровень – это уровень, в основе которого лежит лексема, то есть абстрактная единица человеческого языка (как правило, слово или фразеологизм);
- синтаксический уровень – это уровень, в основе которого лежат единицы синтаксиса, то есть словосочетание и предложение, представляющие собой особые конструкции объединения слов (словосочетание) или нескольких словосочетаний (предложение).
Кроме того, некоторые исследователи склонны выделять ещё ряд уровней языковой системы:
- морфонологический уровень – это уровень, который одновременно рассматривает явления и фонемного, и морфологического уровней;
- словообразовательный уровень – это уровень, который рассматривает словообразование, то есть образование новых слов от однокоренных и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом;
- фразеологический уровень – это уровень, который может быть выделен из лексического уровня, поскольку в его основе лежит особая лексема – фразеологизм, то есть устойчивое словосочетание, смысл которого не может быть выведен значением отдельно взятых слов.
Несмотря на то, языковая система представляет собой единое, целостное и постоянно эволюционирующее образование, каждый из её уровней развивается с неодинаковой скоростью. Например, лексический уровень языка, реагируя на изменения в общественной жизни, интенсивно видоизменяется, морфологический уровень языка в этом вопросе считается более консервативным. В связи с этим в языковой системе выделяют её центр (морфология) и периферию (лексика).
Помимо функций, которые являются специфическими для языковых единиц, выделяют две общие для них функции, которые в свой совокупности обеспечивают функционирование всей языковой системы. Во-первых, речь идёт о строительной функции, которая заключается в том, что все единицы языка служат для построения единиц более высокого уровня. Во-вторых, о семиотической (или по-другому – обобщающей) функции, в соответствии с которой значимые единицы языка служат для обобщения однородных явлений в один класс.