Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Уровни языковой способности и психолингвистические единицы

Все предметы / Языкознание и филология / Уровни языковой способности и психолингвистические единицы

Уровни языковой способности как уровни системы языка

Определение 1

Языковая способность – это языковой механизм речи, который характеризуется наличием некоторой структуры, поэтому её можно представить в виде определённой модели.

Причём модель языковой способности может отличаться в зависимости от принятой лингвистом парадигмы воззрений. Одним из основных способов рассмотрения языковой способности является способ репрезентации в ней языковой системы в целом.

Согласно данной позиции, принято следующее понимание уровня языковой способности.

Определение 2

Уровень языковой способности – это функциональная подсистема, образуемая связанными прескрипторными правилами элементами языковой способности.

Прескрипторное правило представляет собой требование, которое отражает в языке семантические отношения через направленное говорящему предписание об употреблении и сочетании элементов языковой способности. Под последними обычно рассматривают элементарные (неразложимые) единицы языка.

В соответствии с этим пониманием в языкознании распространён способ репрезентации, то есть переложения представления о языковой системе на представление о языковой способности. Основываясь на данном положении, некоторые лингвисты выделяют следующие уровни языковой способности:

  • фонетический уровень – это подсистема, которой подчиняются работы артикуляционного аппарата человека и акустической восприимчивости речевой деятельности;
  • лексический уровень – это подсистема, которая включает словарный состав используемого языка и сочетаемость и уместное использование слов в их контекстном употреблении;
  • грамматический уровень – это подсистема, которую обычно рассматривают в качестве совокупности нескольких подуровней – морфологического (способность увязывать морфемы – корни и аффиксы – в одном целом слове), словообразовательного (способность учитывать правила образования новых слов на основе уже существующих), синтаксического (способность к правильному образованию предложений и словосочетаний).

Готовые работы на аналогичную тему

Поскольку языковая способность характеризуется психолингвистической природой, то данное представление её устройства позволяет более развёрнуто представить психолингвистические механизмы речевой деятельности. А проекция структуры языковой системы на языковую систему даёт возможность качественно описать функционирование системы языка в речевом общении.

Уровни языковых способностей при усвоении языка

Понятие уровня языковых способностей широко распространенно в такой области языкознание, как преподавание и усвоение иностранных языков. Там принято рассматривать уровень языковых способностей как степень усвоения учащимся (учеником, студентом) иностранного языка. Этот показатель позволяет выявить их знания и скорректировать последующий процесс обучения.

Наиболее распространенными являются следующие уровни языковых способностей:

  • уровень носителя языка – соответствует владению родным языком, который является первым и/или лучшим языком и языком формирования мышления, поэтому считается «идеальным» уровень; этот уровень для неродного языка может быть достигнут полным языковым погружением;
  • уровень полилингва (билингв, трилингв и так далее) – соответствует знанию нескольких (двух, трёх или более) языков на уровне носителя;
  • уровень беглого владения – соответствует свободному использованию языка, который обычно достигается его углублённым изучением;
  • уровень опытного говорящего – соответствует владению такого объема лексики и грамматики языка, который позволяет вести общение в бытовой жизни;
  • уровень элементарного владения – соответствует знанию отдельных простых и наиболее часто используемых слов.
Замечание 1

В настоящее время уровень языковых способностей (в данном значении) является одним из ключевых показателей профессиональной компетенции.

Характеристика психолингвистических единиц

В современных психолингвистических концепциях, где отмечена близость интерпретации психолингвистических единиц и единиц речи, под психолингвистической единицей понимают речевое высказывание (как правило, предложение), в котором слово и слог совпадают с соответствующими единицами речи.

Таким образом, психолингвистические единицы реально реализуются в речевой деятельности. Следовательно, они непосредственно связаны с языковой способностью, если последнюю рассматривают в качестве модели психофизиологического механизма. Результатом этой связи выступает соответствие выделяемых видов психолингвистических единиц и уровней языковой способности.

С этой точки зрения принято рассматривать следующие уровни языковой способности и соответствующие виды психолингвистических единиц:

  • мотивационный уровень языковой способности, на котором в качестве психолингвистической единицы рассматривают предложения, но в более широком неграмматическом понимании;
  • семантический уровень языковой способности, на котором выделяют особую психолингвистическую единицу – функциональный класс (определённая последовательность слов в предложении);
  • уровень последовательностей языковой способности, который представлен такой психолингвистической единицей, как слово (но не в семантическом, а в фонетическом значении);
  • интеграционный уровень языковой способности, где основными психолингвистическими единицами выступают слоги, которые обрабатываются моторным механизмом кодирования и подвергаются звуковым оформлением.

Наряду с психолингвистическими единицами выделяют собственно лингвистические и собственно психологические единицы. В отличие от них психолингвистические единицы считаются функционально оперативными.

В настоящее время представленные выше аспекты психолингвистических концепций не являются общепринятыми и имеют статус гипотез. Поэтому рассмотренные гипотезы нуждаются в более детальной разработке и подтверждении.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анна Юрьевна Рашевская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис