Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Уровни языковой способности и психолингвистические единицы

Уровни языковой способности как уровни системы языка

Определение 1

Языковая способность – это языковой механизм речи, который характеризуется наличием некоторой структуры, поэтому её можно представить в виде определённой модели.

Причём модель языковой способности может отличаться в зависимости от принятой лингвистом парадигмы воззрений. Одним из основных способов рассмотрения языковой способности является способ репрезентации в ней языковой системы в целом.

Согласно данной позиции, принято следующее понимание уровня языковой способности.

Определение 2

Уровень языковой способности – это функциональная подсистема, образуемая связанными прескрипторными правилами элементами языковой способности.

Статья: Уровни языковой способности и психолингвистические единицы
Поможем написать реферат за 48 часов
Заказать

Прескрипторное правило представляет собой требование, которое отражает в языке семантические отношения через направленное говорящему предписание об употреблении и сочетании элементов языковой способности. Под последними обычно рассматривают элементарные (неразложимые) единицы языка.

В соответствии с этим пониманием в языкознании распространён способ репрезентации, то есть переложения представления о языковой системе на представление о языковой способности. Основываясь на данном положении, некоторые лингвисты выделяют следующие уровни языковой способности:

  • фонетический уровень – это подсистема, которой подчиняются работы артикуляционного аппарата человека и акустической восприимчивости речевой деятельности;
  • лексический уровень – это подсистема, которая включает словарный состав используемого языка и сочетаемость и уместное использование слов в их контекстном употреблении;
  • грамматический уровень – это подсистема, которую обычно рассматривают в качестве совокупности нескольких подуровней – морфологического (способность увязывать морфемы – корни и аффиксы – в одном целом слове), словообразовательного (способность учитывать правила образования новых слов на основе уже существующих), синтаксического (способность к правильному образованию предложений и словосочетаний).
«Уровни языковой способности и психолингвистические единицы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач по учебе за 24 часа
Заказать
Реферат по этой теме за 48 часов
Заказать

Поскольку языковая способность характеризуется психолингвистической природой, то данное представление её устройства позволяет более развёрнуто представить психолингвистические механизмы речевой деятельности. А проекция структуры языковой системы на языковую систему даёт возможность качественно описать функционирование системы языка в речевом общении.

Уровни языковых способностей при усвоении языка

Понятие уровня языковых способностей широко распространенно в такой области языкознание, как преподавание и усвоение иностранных языков. Там принято рассматривать уровень языковых способностей как степень усвоения учащимся (учеником, студентом) иностранного языка. Этот показатель позволяет выявить их знания и скорректировать последующий процесс обучения.

Наиболее распространенными являются следующие уровни языковых способностей:

  • уровень носителя языка – соответствует владению родным языком, который является первым и/или лучшим языком и языком формирования мышления, поэтому считается «идеальным» уровень; этот уровень для неродного языка может быть достигнут полным языковым погружением;
  • уровень полилингва (билингв, трилингв и так далее) – соответствует знанию нескольких (двух, трёх или более) языков на уровне носителя;
  • уровень беглого владения – соответствует свободному использованию языка, который обычно достигается его углублённым изучением;
  • уровень опытного говорящего – соответствует владению такого объема лексики и грамматики языка, который позволяет вести общение в бытовой жизни;
  • уровень элементарного владения – соответствует знанию отдельных простых и наиболее часто используемых слов.
Замечание 1

В настоящее время уровень языковых способностей (в данном значении) является одним из ключевых показателей профессиональной компетенции.

Характеристика психолингвистических единиц

В современных психолингвистических концепциях, где отмечена близость интерпретации психолингвистических единиц и единиц речи, под психолингвистической единицей понимают речевое высказывание (как правило, предложение), в котором слово и слог совпадают с соответствующими единицами речи.

Таким образом, психолингвистические единицы реально реализуются в речевой деятельности. Следовательно, они непосредственно связаны с языковой способностью, если последнюю рассматривают в качестве модели психофизиологического механизма. Результатом этой связи выступает соответствие выделяемых видов психолингвистических единиц и уровней языковой способности.

С этой точки зрения принято рассматривать следующие уровни языковой способности и соответствующие виды психолингвистических единиц:

  • мотивационный уровень языковой способности, на котором в качестве психолингвистической единицы рассматривают предложения, но в более широком неграмматическом понимании;
  • семантический уровень языковой способности, на котором выделяют особую психолингвистическую единицу – функциональный класс (определённая последовательность слов в предложении);
  • уровень последовательностей языковой способности, который представлен такой психолингвистической единицей, как слово (но не в семантическом, а в фонетическом значении);
  • интеграционный уровень языковой способности, где основными психолингвистическими единицами выступают слоги, которые обрабатываются моторным механизмом кодирования и подвергаются звуковым оформлением.

Наряду с психолингвистическими единицами выделяют собственно лингвистические и собственно психологические единицы. В отличие от них психолингвистические единицы считаются функционально оперативными.

В настоящее время представленные выше аспекты психолингвистических концепций не являются общепринятыми и имеют статус гипотез. Поэтому рассмотренные гипотезы нуждаются в более детальной разработке и подтверждении.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2023
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Поможем с рефератом
за 48 часов!
Напиши нам 👇
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot