Потенциал текстологии
Возможности текстологии – это широкий диапазон потенциальных исследований в контексте науки о тексте.
Проявляясь в русле комплексной гуманитарной науки – филологии - текстология всегда имела дело с рукописями. Поэтому, наряду со специфической областью в пределах литературной теории - поэтикой, наметилась вторая не менее важная составляющая её возможностей - генетика текста которая обращалась к его истокам, тем первоэлементам, на основе которых он «развивался».
Ограничение исследования текста только его «надстройкой», как это долгое время практиковалось наукой, напоминало известные перекосы теории о «надстройке» и «базисе» в своеобразном искаженном виде. Генетика текста (филологический «базис») обозначило одним из важнейших принципов научной критики, где исследования истории текста, его возникновения и развития связано с философией историзма.
Подлинность текста стала краеугольным камнем теоретических и практических исследований на протяжении многих веков. Поскольку еще на раннем, античном этапе своего становления и развития текстология активно сотрудничала со всеми филологическими дисциплинами, то неудивительно, что ее связи считаются достаточно органическими
- с теорией и историей литературы;
- герменевтикой;
- источниковедением;
- другими отраслями знаний.
Возможности текстологии проявляются в том, что филологическая критика текста открывает систему приемов понимания текста (А. Потебня), а также выяснение функций и связи всех элементов текста из поля зрения его достоверности для дальнейшей интерпретации и публикации. Текстология одновременно определяет тесные взаимопроникающие взаимосвязи с историей литературы, поскольку тексты исследуются в процессе их зарождения, становления и бытования.
Рассматривая текст «с точки зрения его истории» (Д. Лихачев), текстолог изучает творческую историю произведения, то есть достаточно широкий круг вопросов, связанных как с реальным материалом, который лег в основу авторской работы, так и с формантом культурно-мировоззренческого, общественно-философского характера, которые отразились на структуре и эстетической системе.
Если учесть, что среди методов исследования в сфере своих возможностей текстология использует сравнительно-историческое изучение источников текста, которое предусматривает синхронный и диахронный уровни его дешифровки, то исторический подход к анализу текста позволяет познать:
- его генезис;
- объективный и субъективный факторы формирования и становления.
Это побуждает к более глубокому проявлению тех внутри- и внетекстовых связей, которые подчеркивают прочтение того или иного произведения через призму методологии ценностного анализа, позволяющего определить удельный вес определенного явления в широком культурно-историческом контексте.
Некоторые ученые считают, что сама литература непременно должна историческое измерение. В этом случае, история означает одновременно и динамику литературы, и ее контекст. Такая неоднозначность свойственна самым отношениям литературы и истории (история литературы, литература в истории).
С этим размышлением о литературе и истории (в вышеуказанном двойном смысле) и стоит связать ряд терминов, которые создают привычные для человечества оппозиции
- «подражание и новаторство»;
- «старое и новое»;
- «традиция и разрыв»;
- «классицизм и романтизм».
Кроме того, многие предпочитают рассуждать в категориях рецептивной эстетики - «горизонт ожидания и эстетическое отклонение». Каждая из этих пар в определенный момент использовалась для того, чтобы дать представление о литературном развитии.
Проникновение в историю текста произведения, всестороннее изучение всех редакций и вариантов позволяет полнее охватить общую картину его становления в сравнении с авторским замыслом, глубже раскрыть художественно-смысловой потенциал. Современные текстологические исследования всегда опираются на индивидуальные особенности творческой манеры писателя, своеобразие его художественного развития. У каждого самобытного автора свой жизненный опыт, свое восприятие действительности и способы отражения ее, с которыми тесно связаны темы, замыслы, идеи, присущие именно этому художнику.
Это считается важным, поскольку с идеологически препарированных текстов «складывалась» и соответствующая история литературы, в которой эстетический фактор рассматривался лишь как «аргумент» для обвинений в «европеизации», «формализме» или «буржуазном национализме», а соответственно - искажалось не только творческое лицо автора, но и духовная, историко-культурная панорама эпохи.
Недостатки текстологии как науки
Рассмотрев множественные возможности текстологии, стоит также указать и на недостатки. Так, хотя текст является основным предметом исследования в текстологии, однако, начиная еще с "критики текста" в классической филологии, эта категория так и не получила всестороннего, глубокого теоретического осмысления. Долговременная обособленность существования текстологии от других наук в значительной степени является причиной восприятия ее как дисциплины исключительно неважной.
Текстологические исследования такого плана нередко сводились лишь к регистрации изменений текста. Но, текст предстает не изолированно от общих проблем культуры, литературы. Анализируя три основные составляющие в понимании практического использования термина «текстология», как:
- изучение текстов;
- издание текстов;
- изучение истории текстов,
известный текстолог Е. Прохоров определяет третий случай именно как «историко-литературную» текстологию, где изучение истории текста дает материал прежде всего для истории литературы.
Неоспоримой закономерностью является то, что только на основе научно установленного аутентичного авторского текста, где будет всесторонне исследована последняя творческая воля художника, составляющие творческой истории произведения, можно говорить как о теории, так и об истории литературы, Для воспроизведения настоящей картины литературного процесса важно не только реальный текстологическим комментарий, в основе которого историческая перспектива фактов общественного, духовного, культурного, политико-правового, этнолингвистического характера, но и своеобразное декодирование творческих замыслов художника, специфики их воплощения, творческой манеры письма, мировоззренчески-эстетической системы художника, его собственной стилевой палитры и атмосферы той или иной эпохи.
Правильным является наблюдение современных ученых о том, что профессия текстолога требует энциклопедических знаний во многих научных сферах. Ведь источниками для многих текстологических комментариев служат не только различные варианты текста и его черновики, а также дневники и переписка писателя и его современников, справочно-энциклопедические издания, архивные документы и музейные экспонаты, отзывы профессиональной, писательской и читательской критики.