Переориентация субъекта и объекта лингвистического исследования в связи с антропоцентрическим подходом
Субъект лингвистического исследования – это человек, познающий лингвистические реалии как объект. Соответственно, объект данных исследований – это то, на что направлена деятельность субъекта лингвистического исследования.
Проведение современных исследований в лингвистике требует соблюдения методологических установок, к которым принадлежат антропоцентризм, ставящий в качестве субъекта и одновременно объекта человека, и ментализм. В отношении человека и его мыслительной деятельности основное внимание уделяется содержательному аспекту языка, экспансионизму, провоцирующему активное заимствование идей, концепций, методов и приемов с других отраслей знания, и экспланаторности, которая предполагает обязанность языкового объяснения (научной интерпретации) языковых явлений и полученных экспериментальных результатов.
Когнитивно-дискурсивное и коммуникативное направления являются господствующими в современных лингвистических исследованиях. Они основываются на принципах постмодернизма и постструктурализма, являющихся определяющими в парадигме изучения дискурса. Это отмечают представители Московской лингвистической школы в России.
Говоря о современной парадигме в языкознании в контексте объекта и субъекта лингвистического исследования, целесообразно выяснить специфику парадигмы как таковой. Термин «парадигма» в научный обиход ввел Т. Кун. Парадигма характеризуется наличием законов, теорий, способов их применения, технологий и методик исследований. Такой подход понимает парадигму как науку в традиционном смысле.
В процессе развития научного знания возникает кризис, который требует переосмысления достижений науки и ее постулатов, приводит к научным революциям. Важно добавить, что Т. Кун вводил другой термин – дисциплинарная матрица, фактически подменяя им слово парадигма. Тем не менее, термин дисциплинарная матрица не получил такого широкого признания и распространения, как парадигма, и перешел в разряд синонимов.
Параллельно с научными поисками Т. Куна во Франции развивалось эпистемологическое направление, родоначальником которого стал историк и теоретик культуры М. Фуко, согласно которому возникновение и развитие теорий определяется исторически сменными призмами видения природных и социальных явлений, получивших название эпистема. В современных лингвистических исследованиях чаще встречается термин парадигма.
Дискурсивная (коммуникативная) деятельность рассматривается в тесном взаимодействии с внутренними ментальными процессами и развивается в двух направлениях, обусловленных объектом и субъектом лингвистического исследования: от наблюдения за языковыми явлениями с предоставлением им объяснений в мыслительных механизмах умственной деятельности человека к нахождению реализации когнитивной деятельности в языковых единицах, структурах и категориях.
Когнитивно-дискурсивное и коммуникативное направления сосуществуют в пределах более широкой матрицы научных поисков современной лингвистики – антропоцентрической, или антропоориентированной парадигмы. Проблема антропоцентризма как ключевая методологическая установка современной лингвистики стала рассматриваться в конце ХХ - нач. ХХ в., когда возникло понимание языка как пространства мысли и дома духа. К антропоцентрическому подходу к изучению языка обращались многочисленные ученые:
- Н. Д. Арутюнова;
- А. С. Кубрякова;
- М. В. Пименова;
- А. А. Селиванова;
- И. А. Голубовская;
- А. Н. Кондратьева;
- Ю. С. Степанов и др.
Рисунок 1. А. С. Кубрякова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Так, И. А. Голубовская утверждает, что наиболее важным для лингвистического исследования стал активный субъект познания мира – человек, а языковая форма перестала толковаться как самодостаточная субстанция. М.В. Пименова и А.Н. Кондратьева отмечают, что язык начинает восприниматься как путь, посредством которого можно проникнуть в представления людей о мире. Эта мысль находит подтверждение в словах В. Лейбница, что язык – это, на самом деле, лучшее зеркало человеческого духа и путем основательного анализа значения слов человек как нельзя лучше сможет понять деятельность ума.
Человек как объект и одновременно субъект лингвистического исследования в современной лингвистике
Кризис изоляционизма побудил лингвистику к рассмотрению объекта – языка – во всей многогранности внешних связей – с культурой, с человеком, с обществом. Антропоцентрическая парадигма переключила интерес исследователей с объекта на субъект познания, анализ человека в языке и языка в человеке.
В. В. Богданов относит к человеческим факторам как субъективным характеристикам лингвистического исследования:
- языковую компетенцию;
- национальную принадлежность;
- социально-культурный статус;
- биолого-физиологические данные;
- психологический тип;
- психическое состояние;
- степень знакомства;
- вкусы и привычки.
Антропоцентрическая парадигма не отменяет существование и развитие других парадигм, а скорее свидетельствует о переориентации интересов исследователей на смену приоритетов в изучении естественного языка. Стимулом для изменения научной парадигмы послужили экстралингвистические факторы, в частности социальный заказ, ориентированный на знание закономерностей человеческого (вербального) общения.
Еще в конце XIX в. возникла потребность в науке об общении и обучении общению. Развитие культуры, литературы и искусства, возникновение научной психологии привели к изменению концепции человека в ХХ в., ознаменованной осознанием индивидуальной неповторимости личности. В процессе формирования новой научной парадигмы Л. Витгенштейн провозгласил, что мир есть совокупность фактов, а не вещей.
Именно в это время в центре внимания оказалась личность носителя языка. То есть как объектом, так и субъектом лингвистических исследований стал человек во всей его многогранности:
- физический аспект Я;
- социальный аспект Я;
- интеллектуальный аспект Я;
- эмоциональный аспект Я;
- мыслительно-языковой аспект Я.
Исходя из этого, в рамках антропоцентрической парадигмы выделились четыре взаимосвязанных, но различных направления.
Первое изучает язык как «зеркало» человека, базовым понятием для него является языковая картина мира (МКС), а основной задачей – выяснить, каким образом человек как объект и субъект отражает себя в языке.
Второе – коммуникативная лингвистика, изучающая роль языковой личности в процессе общения.
Третье направлено на изучение роли языка в познавательных процессах и организации человеческого сознания.
Четвертое, которое С.Г. Васильева предлагает назвать теорией носителя языка, или внутрисубъективной лингвистикой, направлено на выяснение того, каким образом язык существует в самом человеке. Основателем этого направления считают И.А. Бодуэна де Куртенэ. Он полагал, что язык может существовать только в индивидуальном сознании, только в душах, только в психике индивидов, которые образуют определенную языковую общность.