Основные сведения об Уильяме Голдинге и его романе «Повелитель мух»
Уильям Голдинг (1911-1993 гг.) является одним из известных английских писателей. В 1983 году он был награждён Нобелевской премией по литературе. Всемирную известность он обрёл после издания своего первого романа – «Повелитель мух». Это аллегорическое произведение считается одним из выдающихся произведений мировой литературы XX века. По версии газеты «The Times» этот роман признан в 1954 году лучшим.
По мнению многих критиков и экспертов, это произведение является ключевым в том смысле, что в нём затронуты вопросы моральной деградации человечества. Это во многом привело к мутации западной культуры, где «расцвёл Дьявол».
Сюжет романа строится вокруг пребывания на необитаемом острове группы английских школьников, которые потерпели авиакатастрофу. И они встают перед сложнейшей задачей – не выжить, как могло сперва показаться, а остаться людьми. В итоге почти все школьники к концу роману одичали до уровня «охотников», что, в том числе, привело к трагичным событиям. И все последствия своих действий они осознали к прибытию помощи, когда уже было поздно.
«Повелитель мух», как и любое другое литературное художественное произведение высокого уровня, является настолько многогранным, что его изучение требует больших усилий и трудоемкой работы. При этом исследователям следует использовать весь спектр имеющихся знаний: из областей культурологии, истории, социологии, психологии, эстетики и др. Одностороннее проведение работы, когда исследуется только язык произведения и его речевая картина, считается бедным на результаты по сравнению с более комплексными и многофункциональными анализами.
Стилистические особенности романа «Повелитель мух»
Произведение У. Голдинга «Повелитель мух» отличается наличием символов и аллегорий, которые служат своеобразной канвой изображенного мира героев произведения и позволяют говорить о внутренней целостности, своеобразии и завершённости романа. Во многом благодаря этому роман признан уникальным в современной британской и в целом всемирной литературе.
Обилие символов и аллегорий является отличительной стилистической чертой романа, которая выражает индивидуальный лингвистический фактор образования текста. Символы выступают полем для порождения в тексте множества смыслов. Именно с их помощью У. Голдинг сумел создать поле для многогранной интерпретации произведения читателем.
С другой стороны, весь роман в целом представляет собой одну большую аллегорию, то есть одна авторская идея представляется посредством конкретного художественного образа или диалога. Многочисленные антропологические аллегории также играют важную роль и непосредственно в организации текста, поскольку это аллегорическое повествование имеет высокий смыслообразующий потенциал.
Кроме того, в «Повелителе мух» как романе использованы практически все основные средства романтического стиля:
- эпитеты – это выразительные определения при словах;
- сравнения – это сопоставления слов на основе сходств их качеств;
- книжно-поэтическая лексика – это слова, характерные для научного и делового стиля;
- резкая метафоризация – это употребление слов в переносном значении.
Таким образом, стилистические особенности романа «Повелитель мух», образованные, прежде всего, наличием ярких и значимых символов и аллегорий, обуславливают его уникальность и общемировое признание.
Характеристика диалогической речи в «Повелителе мух» по сравнению с другими формами
«Повелитель мух» - это тот роман, палитра повествования в котором богата различными красками, созданными сочетанием форм авторской, несобственно-прямой и диалогической речи.
Авторская и диалогическая речь, несмотря на случаи резкого противопоставления друг другу, неразрывно связаны между собой. Иногда они сближаются настолько сильно, что бывает сложно отделить авторский голос от голоса героя.
И всё же можно сделать вывод, что авторская речь по сравнению с диалогическою формой занимает дополнительное место. Авторская речь, выполняя преимущественно описательную, репрезентативную и сюжеторазвивающую функции, обеспечивает единство и внутреннюю логику всего композиционного целого.
Диалогическая речь пронизала весь роман У. Голдинга «Повелитель мух». Она занимает в тексте много текста и отличается семантическим разнообразием. Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая речь занимает в романе базовое положение, поскольку все другие формы речи относительно диалогов носят подчиненный или дополнительный характер.
Но её базовый характер выражается не столько в количественном преобладании диалоговой речи над другими формами речи, сколько в её стилистической значимости. Диалог в данном художественном произведении, как и диалог в жизни, является формой общения людей, которая отражает взаимоотношения, возникающие между ними. А потому эта форма речи ярче и достовернее всех демонстрирует зарождение, развитие, расцвет и, наконец, разрешение конфликтов, которые так или иначе возникают при несовпадении интересов и потребностей разных людей.
Таким образом, в романе У. Голдинга «Повелитель мух» диалогической речи придано большое значение: она составляет стержень всего текста, без которого роман потерял бы большую часть своих достоинств.