Общее представление об инверсии как особом стилистическом приёме
Инверсия – это стилистический приём и особое явление грамматики, которое заключается в нарушении обычного и общепринятого порядка слов и словосочетаний посредством их перестановки.
Название этого приёма произошло от латинского слова «inversio», которое переводится на русский язык как «переворачивание, перестановка».
Основной целью подобного нарушения традиционного расположения членов предложения является усиление выразительности речи.
Различают несколько вариантов использования в тексте произведения инверсии. Обычно выделяют следующие основные виды инверсии:
- именная часть сказуемого стоит перед подлежащим (например, «Больным он был»);
- именная часть сказуемого стоит перед глаголом-связкой (например, «Иван Иванович хорошим человеком был»);
- именная часть сказуемого и глагол-связка стоят перед подлежащим (например, «К финишу пришёл первым Алексей»);
- дополнение стоит в начале предложения (например, «Аптекаршу, быть может, увидим»);
- определение стоит после определяемого слова (например, «На меня она имела влияние сильное»);
- разрыв между определением и определяемым словом (например, «Удивительное со мной произошло приключение»);
- обстоятельство стоит перед подлежащим (например, «Как лёгкая тень молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания»);
- обстоятельство и сказуемое стоят перед подлежащим (например, «Дважды пережил такое чувство Никита»).
Предназначение инверсии и выполнение ею стилистических функций
Инверсия как особый лингвистический приём должна выполнять в предложении множество функций. Среди них для художественного текста можно выделить несколько ключевых, которые, прежде всего, определяются целями автора художественного текста. Следовательно, результатом использования инверсии в произведении художественной литературы может быть названа реализация следующих функций:
- функции рематизации и тематизации, которая заключается в выделении как в предложении, так и в общем потоке текста каких-либо слов, фраз;
- логико-информативной функции, которая заключается в привлечении внимания посредством повышения информативности всего высказывания и всего текста, который окружает это высказывание;
- эмоциональной функции (функции интенсификации), которая заключается в усилении эмфатического (то есть особо эмоционального) ударения на определенной фразе, синтаксическом единстве.
Инверсия, которая направлена, прежде всего, на реализацию стилистических функций, считается стилистической. Согласно этой точки зрения стилистическая инверсия рассматривается как приём, который ориентирован на обращение внимания читателей на необходимую информацию в предложении, достигаемое нарушением прямого порядка слов. Таким образом, инверсия как отклонение от нормы является предметом изучения стилистики.
Таким образом, инверсия представляет собой мощный стилистический приём, к которому могут прибегать авторы художественных произведений ради достижения определенных целей, продиктованных индивидуальным стилем и интенцией писателя. Обычно в качестве подобных целей могут быть признаны получение повышенной эмоциональности произведения, усиление выразительности, экспрессивности и прагматического эффекта текста, передача автором своего мировосприятия, создание дополнительных смысловых оттенков.
Применение стилистической инверсии в русской литературе
Стилистическая инверсия в большей степени свойственна не аналитическим языкам, где строго зафиксирован порядок слов (например, английский, французский языки), а флективным, которые характеризуются достаточно свободным порядком слов. К флективным языкам относится и русский язык, поэтому в русских сказках и других литературных произведениях, помимо прочего, активно используются стилистические инверсии.
Обращение автора к инверсии может быть объяснено стремлением повысить художественную выразительность текста или целенаправленным подбором рифмы в произведениях стихотворной формы.
К активному использованию инверсии в своих произведениях прибегал Александр Сергеевич Пушкин. Как правило, они употреблялись в поэтических произведениях. В том числе речь идёт о его многочисленных сказках:
- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (например, «Свойство зеркальце имело»);
- «Сказка о попе и о работнике его Балде» (например, «Не будет нам обоим накладно»);
- «Сказка о рыбаке и рыбке» (например, «Дорогой за себя дам откуп»);
- «Сказка о царе Салтане» (например, «Лебедь тешится моя»);
- «Сказка о золотом петушке» (например, «Смолоду был грозен он»).
Кроме того, в качестве примера использования инверсии в русской поэзии можно привести самое известное стихотворение Михаила Лермонтова «Парус». В нём автор благодаря инверсии ставил эмоциональное ударение на определения («парус ОДИНОКИЙ», «море ГОЛУБОЕ», «страна ДАЛЕКАЯ», «край РОДНОЙ»). Это способствует созданию в сознании читателей некого представления о лодке с человеком в ней.
Однако инверсия могла использоваться не только в поэтической, но и в прозаической литературе. В данном случае демонстрируется отношение автора к описываемой ситуации или конкретному персонажу. Причём на этом отношении должно быть сконцентрировано внимание читателей.
Так, инверсию зачастую применял Иван Тургенев, например, «Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она…», «На него она имела влияние сильное» и т.д. Кроме того, этот приём можно наблюдать и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (Мармеладов – Раскольникову: «Ибо, хотя вы и не в значительном виде, опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного»).
Особой разновидностью инверсии является временная инверсия, которая заключается в параллельном освещении в одном произведении событий из разных эпох. Подобным способом был написан роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Таким образом, инверсия как особый стилистический приём активно использовался русскими писателями, произведения которых наполнены различными примерами инверсии.