Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Феномен языкового манипулирования

Свойства и отличительные черты языкового манипулирования

Определение 1

Языковое манипулирование – это разновидность речевого воздействия, которая осуществляется для скрытого побуждения адресата и неявного внесения в его подсознание и психику чуждых ему целей, желаний, ценностей.

Языковое манипулирование в литературе также может быть названо как «речевое», или «словесное манипулирование». Оно по своей природе воспринимается как неэтичное явление, поскольку, прежде всего, направлено на формирование у адресата некритического восприятия речевого сообщения. Для этого активно применяют психолингвистические механизмы.

Однако, несмотря на это, языковое манипулирование часто используется практически во всех видах дискурса, которые тем или иным образом связаны с агитацией. В частности, языковое манипулирование находит применение в рекламе, в политике, в публикациях СМИ и в отношениях между людьми. Поэтому люди, почти ежеминутно получая из внешней среды какую-либо информацию, практически всегда оказываются под действием определённого влияния.

Статья: Феномен языкового манипулирования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Процесс манипулирования, главным образом, нацелен на эмоциональную составляющую, он взывает к таким чувствам, как неприязнь, радость, страх, патриотизм и так далее. Осуществление такого воздействия будет наиболее лёгким именно на уровне языка, что обусловлено эмоционально-экспрессивной окраской лексики. Правильный лексический выбор позволяет добиться определённых целей, таких как вызов гнева либо наоборот, усиление чувства симпатии в сознании слушателей. Испытанные реципиентом эмоции, в свою очередь, влияют на его действия и поведение.

Основной сложностью при исследовании речевого манипулирования является тот факт, что исследователю не всегда удается понять истинные интенции и целеустановки манипулятора. В связи с этим возникают трудности при отграничении приёмов языковой выразительности от языковой манипуляции как самостоятельного явления.

Характеристика приёмов языкового манипулирования

Языковое манипулирование предполагает, что манипуляция человеческим сознанием осуществляется за счёт средств языка. В связи с этим, языковое манипулирование признаётся в качестве отдельного и достаточно популярного на сегодняшний день предмета лингвистики. Однако это произошло не так давно, поэтому до сих пор не до конца разработан его аппарат. В том числе, это касается и классификации приёмов языковой манипуляции. И всё же к основным лингвистическим средствам манипулирования можно отнести такие методы, как:

«Феномен языкового манипулирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • замаскированное выражение смысла, что впоследствии обычно обозначается фразой «имелось в виду»;
  • однобокая интерпретация фактов;
  • предвзятые категорические формулировки;
  • использование эвфемизмов, то есть слов, имеющих позитивную эмоциональную окраску и представляющих действительность в более благоприятном свете, чем она могла бы быть представлена;
  • широкое использование оценочной лексики;
  • речевая агрессия, применение которого, впрочем, нарушает скрытность позиции манипулятора;
  • подачи материала по принципу «плюс-минус», когда «своё» противопоставляется «чужому»;
  • опора на социальные нормы, авторитет, стереотипы, то есть на принятые в обществе упрощенные представления о чём-либо;
  • искажение пресуппозиции (сделанного автором допущения, скрытой посылки) слов и утверждений;
  • опора на количественные данные, псевдостатистику, что позволяет создать положительный образ «своего».

Эти средства используются для достижения конечной цели языкового манипулирования, то есть склонения манипулируемого лица к принятию за истину (без учёта каких-либо аргументов) определенных высказываний (предпочтений, потребностей, стереотипов), которые являются выгодными для манипулятора. При этом важным фактором успешности манипуляции является вера манипулируемого в естественность и неизбежность окружающей действительности.

Персуазивность и суггестивность как различные способы речевого воздействия

Современная лингвистика, занимаясь изучением феномена языкового манипулирования, пользуется двумя научными терминами, которые обозначают особые направления в изучении и научном описании характера языкового воздействия – это:

  • «персуазивность» (или «персуазия»), которое произошло от латинского слова «persuadere», переводящиеся на русский язык как «уговаривать»;
  • «суггестивность», которое произошло от латинского слова «suggerere», переводящиеся на русский язык как «внушать».

Персуазивность представляет собой процесс воздействия автора письменного или устного сообщения языковыми средствами на сознание его адресата, который предназначен для убеждения его в чём-то или призыва к определённому типу поведения. Следовательно, персуазивный коммуникативный процесс состоит из ряда ситуаций, описываемых как сознательные воспроизведения людьми сообщений, которые нацелены на изменение их точки зрения или соблюдение ими определённого поведения. Следует упомянуть, что успех или эффективность персуазивного речевого воздействия в значительной степени будет определяться тем, насколько точно будут выбраны языковые средства из всего их разнообразия для осуществления планируемого воздействия.

Суггестивностью называют включение в сообщаемую информацию элементов внушения, которые характеризуются замаскированным, скрытым видом, что позволяет их усваивать незаметно, неосознанно, непроизвольно. Суггестивность отличается от персуазивности ослабленным контролем (или его полным отсутствием) со стороны сознания при получении информации.

Явления, которые описываются этими двумя терминами, давно изучаются учёными. Они на данный момент придерживаются того мнения, что персуазивность является более широким понятием, которым обозначается воздействие вообще. А в него включается суггестивность как синоним манипуляции. Таким образом, можно сказать, что персуазивность – это родовое понятие, а суггестивность - понятие видовое.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot