Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Семантика глагола

Содержание статьи

Понятие семантики глагола

Определение 1

Семантика глагола – это значение, которое выражает глагол, смысл, вкладываемый в него, а также раздел семантики, который занимается семантическим изучением глагола.

Семантика рассматривает глагол как функционирующую в конкретном высказывании глагольную лексему, которая характеризуется наличием определенных синтаксических свойств. На семантику глагола влияет не только сама глагольная лексема, но контекст, в котором она употребляется, и сопутствующие ей невербальные средства общения.

В настоящее время считается, что семантика глагола позволяет найти ответы на те вопросы, на которые не дали ответ морфология, синтаксис и другие сферы языковой системы.

В целях более подробного изучения глагольной семантики следует осуществить классификацию глаголов. Выделяют следующие классы глаголов:

  • адинамичные глаголы (ситуации);
  • динамично-постепенные глаголы (ситуации);
  • динамично-моментальные глаголы (ситуации).
Замечание 1

В основу данной классификации были положены критерии, отвечающие семантическим признакам, которые свойственны глагольному действию и характеризуют его протекание. В качестве этих критериев выбраны наличие изменений, которые вызваны действием, и постепенность осуществления этого действия.

Адинамичные глаголы

Определение 2

Адинамичными называют глаголы, которые обозначают процессы, не нацеленные на потенциально возможные изменения субъекта или объекта действия.

Данные процессы не предполагают наличие какого-либо развития, поэтому интенсивность процесса сохраняется на одном уровне на протяжении его протекания.

Готовые работы на аналогичную тему

К классу адинамичных глаголов относятся глаголы:

  • существования и состояния: быть, существовать, сидеть, иметь, стоить;
  • восприятия и чувства: слышать, видеть, ненавидеть, любить;
  • перемещения: плавать, ходить;
  • жестов и движения: кивать головой, махать рукой;
  • слова и звука: кричать, петь, шуметь;
  • профессии: петь в опере, врачевать;
  • временного занятия: гулять, играть и т.п.

Ненацеленность адинамичных глаголов на развитие означает, что действие или состояние, обозначаемые этими глаголами, не предполагает наличие какого-либо результата, достигнутого в конце действия или состояния. С лингвистической точки зрения, под результатом понимают ситуацию, которая была заранее предусмотрена самим действием, неизбежно наступала после его завершения и отличалась от первоначальной ситуации.

Таким образом, адинамичные глаголы характеризуются отсутствием изменения и постепенности ситуации. Как правило, адинамичными являются бесприставочные глаголы несовершенного вида.

Динамично-постепенные глаголы

Динамично-постепенные глаголы используются для обозначения ситуаций, характеризующихся развитием и продвижением до какого-нибудь определенного внутреннего предела, достижение которого исчерпывает ситуацию и автоматически завешает действие.

Таким образом, ситуация, возникшая в результате окончания действия, будет отличаться от первоначальной.

С точки зрения выражения протекания действия во времени возможно поставить динамично-постепенные глаголы в видовую оппозицию и образовать видовые пары:

  • несовершенный вид выражает продвижение ситуации к внутреннему пределу (например, раздеваться, посылать);
  • совершенный вид обозначает достижение предела и наступление измененной после этого ситуации (например, раздеться, послать).

Несовершенный вид наглядно демонстрирует усилие и действие субъекта для достижения результата, а также постепенность развития действия. Совершенный же вид (в отличие от несовершенного) показывает наступившее изменение, которое может выражаться конкретным результатом действия (например, связать свитер, написать сочинение), приобретением субъектом или объектом новых признаков и свойств (например, покраснеть, утеплить квартиру), а также их перемещением (например, уйти, убрать чемодан) и т.п.

Динамично-моментальные глаголы

Динамично-моментальные глаголы представлены глаголами с функциональной и видовой дефектностью. Такими являются парные видовые глаголы и непарные глаголы совершенного вида соответственно.

К классу динамично-моментальных глаголов относятся те парные видовые глаголы, которые не характеризуются наличием значения длительности. Примерами таких пар являются: встречать/встретить, приходить/прийти, терять/потерять, приезжать/приехать, случаться/случиться, находить/найти, промахиваться/промахнуться и др.

В приведенных примерах глаголы несовершенного вида не могут употребляться для выражения длительности действия во времени, отображения процесса (как в настоящем, так и в будущем и в прошлом). Особенно это проявляется в сочетании этих глаголов с обстоятельствами времени: «Он быстро приходит // приезжает // промахивается»; «Он долго приходил // приезжал // промахивался».

Как следствие, возникают ситуации, когда использование этих глаголов является грамматически неправильным, и приходится их заменить синонимами. Например, «Смотри, Ваня к нам приезжает» - «Смотри, Ваня к нам едет». Однако, первый вариант возможен к употреблению, если речь идет о повторяющихся действиях: «Ваня к нам часто приезжает».

Непарные глаголы совершенного вида относятся к классу динамично-моментальных глаголов, поскольку из-за выражения внезапного, резкого или окончательного изменения к ним невозможно подобрать соответствующие формы несовершенного вида (например, заблудиться, рухнуть, скончаться, хлынуть, очутиться, поскользнуться). В данном случае, глаголы несовершенного вида являются семантически лишними, так как для возникновения внезапного и непланируемого заранее события предварительный процесс не требуется.

Замечание 2

К некоторым динамично-моментальным глаголам возможно подобрать бесприставочные глаголы несовершенного вида. Однако образованные пары отличаются нерегулярностью, семантической неоднородностью и разными лексическими значениями.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Алексеева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис