Особенности развития лингвистических учений в раннесредневековых западноевропейских странах
Развитие языкознания в раннесредневековой Западной Европе – это история формирования и эволюции лингвистических идей в реннесредневековых западных странах.
В раннесредневековой Западной Европе философия, диалектическая логика и общая методология науки имели первостепенное значение для исследователей. Это и повлияло на то, какие идеи были зарождены и в лингвистике, определяя главные понятия теоретического раздела данной науки. В это время в языкознании наблюдался сплошной логицизм при объяснении фактов языка. В Западной Европе по сравнению с Византией, было большим противостояние между:
- античностью и средневековьем;
- языческим и христианским началами в культурном наследии западных стран («варварских»).
Рассматривая научный и общественный статус языкознания в Западной Европе, необходимо различать две основные стадии:
- ранняя стадия развития грамматики (в то время слово «грамматика» применялось для обозначения лингвистики в общем) – 6-10 ст.;
- поздняя стадия – 11-14 ст.
Главными чертами языкознания в раннесредневековых западных странах являлись:
- пересмотр имеющегося идейного наследия, полученного во времена античности для адекватной его адаптации к условиям новой эпохи;
- преобладание латыни практически во всех сферах делопроизводства на официальном уровне;
- формирование собственных систем письма на основе латиницы;
- осуществление переводов ряда церковных и светских текстов на родные языки;
- написание текстов на родном языке;
- письменное фиксирование произведений эпоса средствами родного языка.
Позже наблюдалось преобладание религиозной догматики над наукой, нарушение некоторых догм, появление науки нового порядка, появление схоластики с её особой логикой с её инкорпорацией в теологических учениях, формирование основ теоретической грамматики в духе схоластической логики, универсализм, новая методология аргументации, формирование идейного фундамента эпохи Возрождения.
Средневековое языкознание трактовалось, прежде всего, кактолкование возникновения и функционирования канонических текстов (герменевтика) и наука об условиях создания текстов и их достоверностям (эгзегенетика). Именно они стали основой возникновения филологии, текстологии, палеографии, критики текста и т. д. Средневековое языкознание, основываясь на канонах, наследуя традиционные классические описания, все же обогатилось новыми наблюдениями и категориями, что было обусловлено тем, что анализировались язык с другим языковым грамматическим содержанием. Средневековая лингвистическая наука позволила создать письменность для многих языков мира, с одной стороны, исследовать и описать звуковую систему опять же многих языков, с другой.
Становление европейского языкознания в эпоху средневековья связывается с появлением компилятивных работ исследователей латинского языка А. Доната (IV в.) и Присциана (V в.), которые построили дорогу от античности к средневековью. Как первая грамматика, так и вторая длительное время использовались в Европе в качестве нормативных пособий. Последняя была еще и базой для возникновения многочисленных концепций о языке.
Кстати, именно Присциана различил в грамматическом описании семантическое и грамматическое формальные описания. В IX-XI вв. в связи с усилением интереса к древнегреческому наследию, в частности к работам Аристотеля по логике, и в европейском языкознании утверждается логистическая грамматика. Это было связано с решением проблемы универсалий. Логико-философское описание лучше всего проявило себя в концепции Пьера Абеляра.
В XIII- XIV в. появляется философская, или «спекулятивная грамматика». Ее теоретики пытались искусственно, в виде умозаключений воспроизвести схему, в которую вкладывалась структура любого языка. Образцом был выбран латинский язык. В Р. Бэкона находится ряд интересных замечаний, в частности о условном характере языковых единиц: средства выражения в языке – это знаки идей и понятий и т. д.
Дальнейшее развитие лингвистики Средневековья
В течение XVII-XVIII вв. одним из главных вопросов языкознания была проблема онтологии языка и общей рациональной речи. Возникла так называемая проблематика в трех философско-лингвистических направлениях:
- представителей английского эмпиризма Р. Бэкона;
- французского рационализма Р. Декарта;
- научно-философской концепции немецкого ученого В. Лейбница.
Френсис Бэкон опирается на принципы индуктивного эмпирического метода познания. Ученый провозгласил идею создания сравнительной грамматики всех языков мира с целью выработки путем договоренности единого языка мира, который был бы идеальным средством передачи человеческих мыслей и чувств. Обоснованно это было им в работе «О достоинствах и совершенствовании наук».
Рене Декарт предложил идею создания философского языка. Такой формализованный язык в виде ограниченного количества понятий и отношений по определенному алгоритму вследствие определенных формальных операций должен давать в итоге выходные знания. Возникала потребность проявить новые идеи, которые бы давали возможность воспроизвести все богатство человеческих мыслей. Ученому казалось, что это можно сделать в виде вычислений мыслей, природного ряда чисел. Такой язык должен быть во всем однозначным и усваиваться в течение шести месяцев.
Рисунок 1. Р. Декарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Г. В. Лейбниц изучал язык в нескольких аспектах. Во-первых, он был предшественником компаративизма, изучая взаимосвязь и родство языков. Он заинтересовался и проблемой естественного языка. Наконец, Лейбниц в поисках общего универсального метода мышления и новой логики, отличной от формальной, стал разрабатывать логический анализ языков, который бы позволил создать универсальную логическую символику. Знаки в ней должны соотноситься с предметами мышления, а правила оперирования знаками понятий давали бы возможность воспроизвести весь процесс мышления. Таким образом, ученый делал попытку создать универсальный символический язык на основе универсального логического вычисления. Язык как «орудие разума» в виде слов воспроизводил бы идеи и делал наглядным их соотношение. В этом случае предполагалось, что сложные идеи возникают в виде комбинаций простых подобно тому, как все делящиеся числа являются производными от неделимых в процессе комбинаторики.