Правила профессионального общения в контексте культуры речи
Профессиональная культура речи – это специализированный пласт культуры речи, характерный для представителей различных профессий.
На данный момент лингвистами и психологами освещены пути повышения моральной и психологической культуры общения. В частности, исследователями раскрываются основные требования к деловым бумагам, выделяются важнейшие признаки официально-делового стиля русского языка, предоставляются образцы писем, распространенных документов, правила их оформления.
Благодаря богатому научному материалу в рамках профессиональной культуры речи удалось сформулировать правила профессионального общения для говорящего и для слушателя.
Правила для говорящего:
- неуклонно и последовательно выражать доброжелательное отношение к собеседнику. Не позволять себе негативных оценок собеседника и оскорбительных слов в его адрес;
- проявлять вежливость, учитывать возраст, пол, статус, авторитет собеседника;
- не злоупотреблять категоричностью тона;
- не навязывать собеседнику свои мысли;
- не злоупотреблять терпением слушателя, помнить, что концентрация внимания ограничена;
- избавляться от словарного балласта: паразитических слов (ну, вот; кстати);
- внимательно вслушиваться в свою речь, критически анализировать себя и реакцию слушателя;
- не забывать, что в устном общении, кроме тона речи, значительное влияние на слушателя оказывают жесты, позы, мимика.
Правила для слушателя:
- следует отдавать предпочтение выслушиванию клиента перед другими видами служебной деятельности;
- слушать необходимо внимательно и терпеливо;
- вежливость не допускает перебивать собеседника;
- желательно подчеркивать свою заинтересованность в сообщении собеседника утвердительными словами (да, хорошо, верно, согласен и т.д.);
- выражать мимикой доброжелательность.
Помимо того, нужно обратить внимание и на следующие рекомендации: необходимо правильно произносить звуки в потоке речи, употреблять слова в нужном значении; избегать слов-паразитов, жаргонизмов, слов иноязычного происхождения и т.п.; активно подбирать необходимое слово из синонимического ряда (если возникают сомнения, значение слов-синонимов можно выяснить по словарям; разграничивать паронимы; правильно пользоваться графическими сокращениями, аббревиатурами и сложносокращенными словами; владеть синтаксической структурой языка; уметь четко выразить свое мнение.
Многие специалисты освещают грамматические, орфографические, стилистические основы речи, которые связывают культуру речи с имиджем учреждения. Много внимания учеными уделено нормам делового стиля общения, в частности деловой переписки. Тем не менее, сейчас повышение культуры речи остаётся актуальной проблемой в любой профессиональной сфере деятельности.
Методы повышения профессиональной культуры речи
Повышение культуры речи предполагает достижение основной цели – сформировать навыки устной и письменной профессиональной речи. Сделать это поможет выполнение следующих задач:
- сформировать у работников знания языковой культуры;
- сформировать мотивацию и основные умения по повышению культуры речи;
- содействовать становлению активной позиции по реализации навыков речевой культуры в профессиональной деятельности;
- создать служащим условия для постоянного повышения культуры речи.
Основными показателями профессиональной культуры речи в сфере устной и письменной речи является использование официально-делового стиля и связанное с ним соблюдение критериев культуры речи. Как процесс внедрения системы знаний о профессиональной культуре речи может осуществляться в трех формах:
- как учебный предмет;
- как внеучебная форма деятельности в рамках учебного заведения;
- как организация самостоятельной деятельности.
Во время проведения лекций по профессиональной культуре речи важно применять интерактивную модель обучения, что значительно ускорит усвоение знаний и будет способствовать повышению культуры речи. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех слушателей друг с другом и с преподавателем. Это коллективное, групповое общение, где слушатель и преподаватель являются равноправными партнерами. Интерактивное обучение исключает любое доминирование преподавателя над слушателем, или одной мысли над другой.
В условиях совместной учебной деятельности знания вырабатываются в процессе профессионального взаимодействия, причем эти знания образуют «общий фонд», и все члены коллектива осознают свою причастность к такому фонду. В результате, во-первых, повышается интерес к получению новых знаний, во-вторых, специалисты начинают осознавать себя полноценными субъектами деятельности.
При формировании содержания профессиональной культуры речи и внедрении ее в пределах предметно-тематической модели в учебный процесс следует придерживаться принципа последовательности и непрерывности. При этом на основе предварительного тестирования нужно выявлять пробелы в знаниях и соответственно формировать учебные группы и модули.
Для реализации внеучебной формы деятельности могут применяться самые разнообразные формы и методы работы. Среди них могут быть традиционные лекции, курсы, творческие встречи, которым предоставляется соответствующее направление. Целесообразным является проведение диспутов, дебатов, мероприятий состязательного характера, творческих встреч с известными поэтами, филологами. Участие в их работе дает возможность получить непосредственный языковой опыт и становится толчком для обогащения языковых средств.
Не менее важным является постоянное обращение к классической литературе. Изучение поэзии и художественных произведений обогащает речь, делает ее живой, певучей, поэтому важное значение приобретает синтез деловой и литературной речи.