Текстология – это самостоятельная научная дисциплина, которая выделилась из филологии и занимается выявлением первоисточников литературных произведений и письменных документов и изучением истории их изменений.
Предпосылки превращения текстологии в самостоятельную науку
Текстологии как отдельной системе научных знаний трудно объяснить все без исключения изменения и движения текста, а также все причины, побудившие издателей и переписчиков составить новую редакцию произведения. Однако текстологу необходимо стремиться к этому положению, предпринимая при этом все возможные действия. Причём исследователь должен не только смоделировать внешние взаимоотношения списков и редакций, но и предъявить понятное и реальное объяснение движения текста.
Однако имеют место случаи недостатка материала для исследовательской работы. В связи с этим текстологу раньше приходилось ограничиваться имеющимся источниками. Нередко происходило так, что решающими оказывались случайные причины, например, утрата некоторых частей списков, неграмотность писца, непонимание им языка оригинала, технические условия его работы и т. д.
Таким образом, если бы подобная ситуация сохранялась до сих пор, то область исследовательских работ оставалась бы на уровне предположений. Это обусловило необходимость формирования и использования некоторых методических приёмов исследовательской (текстологической) работы, которые плодотворно сказались на развитии современной текстологии.
Факторы превращения текстологической науки в отдельную дисциплину
Текстология превратилась в самостоятельную науку во многом благодаря некоторым новым принципам, которые в своё время были выдвинуты лучшими представителями старой филологии, проводивших исследования древних литературных произведений, наиболее сложных с точки зрения текстологии: летописи, палеи, хронографы и т. д.
Для того, чтобы тексты этих произведений были изданы, необходимым стало осуществление целого ряда фундаментальных работ:
- изучение десятков и сотен списков;
- предварительное исследование взаимоотношения отдельных памятников литературы между собой;
- изучение сложного компилятивного состава литературных памятников;
- включение во внимание политических тенденций данных памятников;
- обращение к стилистическим особенностям памятников литературы.
Таким образом, стало очевидным, что необходимо провести полное текстологическое изучение достаточно сложных по своему характеру списков – летописей, сводов, хронографов и включаемых в их состав произведений. Несмотря на то, что необязательно предварительное всестороннее изучение некоторых издаваемых памятников.
Роль принципа комплексности в становлении текстологии
Так как подобные произведения сложно подвергались текстологическому исследованию, потребовалась разработка новых методических приёмов изучения, которые (как показала последующая практика) оказались особенно плодотворными. Ярким примером подобного нововведения стал принцип комплексности изучения, который предполагает обязательное изучение отдельных частей больших произведений в непосредственной связи с целым (сборником, сводом, компиляцией). Этот принцип был осознан как раз-таки на материале летописей. На самом деле, принцип комплексности не был оригинальным в прямом смысле этого слова. Оригинальным стала глубина, с которой этот принцип был применим в текстологических исследованиях, а также его широкое понимание.
Ранее принцип комплексности был мало используемым в текстологии, потому что он оказывается очень трудным для применения. Это связано с тем, что трудность текстологического исследования прямо пропорциональна объёму исследованного произведения. Именно поэтому текстолог пытается уменьшить данный объём, то есть изучать изъятые из списков части произведения вне целого. Однако позднее была основательно доказана полная научная несостоятельность текстологического исследования сложных произведений по частям.
Внедрение в текстологию принципа изучения текста в составе включающего его произведения (сборника, цикла и т. п.) стало определённым этапом в развитии текстологических исследований. Этот принцип дал особенно плодотворные результаты в связи с установлением в текстологии другого общего методологического принципа – изучение истории текста в связи с изменением содержания и идейной направленности произведения. Таким образом, подобные работы оказались огромным шагом вперёд в развитии самостоятельных историко-литературных исследованиях.
Несмотря на отмеченную выше и начавшую распространяться методику исследований, она ещё не использовалась в текстологическом изучении повестей, житейского материла и т. п. Они исследовались пока что старыми приёмами. Однако такое положение дел оставалось недолгим, поскольку новые методические приёмы были признаны прогрессивными, что было подтверждено большим числом учёных. Впоследствии они нашли применение к самому разнообразному материалу: летописному, хронографическому, повествовательному, дипломатическому, церковно-учительному, актовому и т. д.
Значительный вклад в превращении текстологии в самостоятельную научную дисциплину принадлежит русскому лингвисту, филологу и историку Алексею Александровичу Шахматову (1864-1920 гг.).
Он сформулировал качественно новые подходы, приёмы и методы, используемые для изучения истории текстов произведений. Именно А. А. Шахматов доказал научную применимость в текстологических исследованиях новой методики (в том числе принципа комплексности), которая выступила в качестве одного из критерия выделения текстологии как самостоятельной науки.
Принцип целостного и комплексного изучения рукописной традиции, в рамках которой дошел до наших дней тот или иной памятник литературы, оказался чрезвычайно важным в становлении современной текстологии как самостоятельной научной дисциплины. Особенно в этом способствовала его совместимость со стремлением текстологии к рассмотрению истории текстов в тесной связи с историей общества, человечества и к проявлению в тексте человеческой воли и мировоззрения.