Текстология – это самостоятельная научная дисциплина, которая выделилась из филологии и занимается изучением и восстановлением истории и первоисточников литературных произведений и письменных документов.
Формирование текстологии на стыке других лингвистических дисциплин
История новой русской текстологии берёт начало с введения в оборот лингвистической науки самого понятия «текстология». До начала двадцатого столетия как в отечественном, так и зарубежном языкознании использовалось понятие «критика текста». Только в 1928 году советский литературовед и текстолог Борис Викторович Томашевский (1890-1957 гг.) впервые ввёл в систему научных понятий термин «текстология».
Текстология по большей части выделилась из филологии и, в частности, эдиционной деятельности (то есть осуществления мероприятий по приготовлению текста произведения или документа для научного издания и разработки его правил и приёмов). Данные научные дисциплины имели несколько направлений и школ, каждая из которых давали собственные трактовки объекту, предмету и задачам текстологии как науки. Обобщённо их представления о понятии текстологии можно выразить следующими способами:
- текстология – это система приёмов, способов и методов установления первоосновы древних текстов, богословской литературы, произведений литературы, исторических документов, а также нахождения нескольких источников данных памятников;
- текстология – это задача поиска и установления первого, наиболее раннего, текста.
Данный опыт филологии и эдиционной практики был не только обобщён текстологией новых европейских литератур, но и переосмыслен, дабы решить задачи и достичь цели по установлению и распространению в обществе авторских текстов произведений литературы и письменных документов.
Это переосмысление привело к таким лингвистически важным результатам, как:
- возникновение представления о научном тексте произведений;
- пересмотр конечной цели научной подготовки текста, смысл которой стал пониматься как задача установления текста произведения;
- появление изданий научного, научно-популярного (научно-массового), популярного (массового) типов и предшествующих им изданий просветительского типа;
- другой взгляд на историю развития отечественной и мировой литературы;
- изменение представления о месте и значении научного текста произведения в творчестве автора;
- переосмысление приёмов, способов и методов текстологической деятельности.
Таким образом, указанные особенности становления текстологии как отдельной научной дисциплины способствовали возникновению и развитию характерных для неё историко-аналитического и типологического методов и представлений, их форм, которые были свойственны для книговедения.
Зарождение и развитие текстологической деятельности в России
Предыстория новой русской текстологии началась в середине XVIII веке, когда в Российском государстве возникла новая русская литература и почти одновременно с ней началась текстологическая подготовка произведений этой литературы. Исторически сложилось так, что время, когда Россия за относительно небольшой временной отрезок превратилась в могучую европейскую империю, характеризуется превращением книги в авторскую.
Причина буквально одновременного возникновения текстологии новой русской литературы и самой этой литературы заключается в том, что в создаваемых в то время книгах боролись две тенденции, на первый взгляд противоположных: тенденция создания произведений в соответствии с нормативной поэтикой, которая стремилась к нивелировке стиля и учёта требований жанровых характеристик; тенденция индивидуальности и авторского начала, которая выразилась в отсутствии в русской литературе (за исключением отдельных исключений) безымянных произведений.
В конце XVIII – начале XIX столетий получил широкое распространение эдиционно-текстологический принцип. Кроме того, исследователями того времени был возведён в Абсолют первоначальный авторский текст. Данное положение дел объясняется тем, что литературное произведение понималось как своеобразная идеологическая проповедь. Особую роль сыграло применение этого принципа по аналогии с порядком исправления священных книг, который был узаконен Церковью и предполагал обязательное избавление священных книг от совершенных в процессе их бытования произвольных вмешательств переписчиков и многочисленных описок, тем самым восстановив канонический (то есть первоначальный) текста самого пророка.
Применение подобного подхода к текстологической деятельности предполагало использовать весь накопленный как в России, так и за рубежом в уже довольно большом объёме опыт изучения древних литературных произведениях и письменных документов прошлого. Нельзя не отметить, что сейчас в качестве классики нашей исторической литературы рассматриваются работы по истории России, авторами которых были видные политические, духовные, военные деятели: дипломат П. П. Шарифов, чиновник А. В. Макаров, адмирал Корнелиус Крюйс, архиепископ Феофан Прокопович и другие.
В XVIII-XIX веках российские писатели, исследователи и учёные уже были знакомы (причём достаточно хорошо) с западноевропейской эдиционной деятельностью и её результатами, с актуальными достижениями современного литературоведения Европы, которое также рассматривало в качестве канонического текста его первоначальный вариант, первое издание.
Таким образом, приведённые и описанные выше причины, которые были достаточно многочисленны и в связи с эти различны по своей форме и степени своего влияния, вызвали образование основных параметров и признаков первых русских изданий, которые уже к середине XVIII века были текстологически подготовленными. Эти же причины и обусловили существенные характеристики и отличительные черты отечественной текстологии новой русской литературы в период её возникновения, формирования и становления.