Общее понятие о фонологической оппозиции
В составе любой фонемы можно выделить два типа признаков:
- фонологически существенные, или различительные (дифференциальные), признаки, которые служат для отграничения одной фонемы от другой;
- фонологически несущественные признаки, которые служат для отграничения аллофонов от фонемы.
Фонемы любого языка образуют систему, в основе которой лежит понятие оппозиции, т.е. противопоставления фонем по тем или иным фонологически существенным признакам. Набор этих признаков и характер отношений между ними для каждого языка специфичен, неповторим. В артикуляционном или в акустическом отношении некоторые признаки в разных языках могут совпадать, различаясь при этом функционально.
Понятие оппозиции первоначально было разработано на фонологическом материале известным русским языковедом Н.С. Трубецким в его книге «Основы фонологии». Трубецкой выделил три типа фонологических оппозиций, устанавливаемых, как правило, между двумя фонемами:
- по их отношению к системе оппозиций в целом: многомерные и одномерные, изолированные и пропорциональные;
- по отношению между членами оппозиций: привативные, ступенчатые (градуальные) и равнозначные (эквиполентные);
- по объему их смыслоразличительной силы: постоянные и нейтрализуемые.
Приведенная классификация оппозиций описывает типы отношений между фонемами и определяет принципы, лежащие в основе фонологической системы любого языка. В дальнейшем оказалось возможным использовать понятие оппозиции при описании других языковых единиц – морфем и лексем, а также при характеристике отношений между грамматическими значениями, образующими грамматическую категорию.
Между фонемами возникают оппозиции не только благодаря их различиям, но также и потому, что между фонемами существует и определенное сходство. Так, /д/ – /т/ различаются между собой одним фонологически существенным признаком – глухостью / звонкостью. Объединяет эти фонемы, во-первых, то, что они согласные, а во-вторых, обе фонемы смычные, переднеязычные, твердые.
Фонемы могут отличаться друг от друга одним признаком – / б/-/п/, двумя – /б/-/п’/, тремя – /б/-/с/ и четырьмя – /б/-/с’/.
Характеристика разновидностей фонологической оппозиции
В теории оппозиций рассматриваются не все возможные различия между согласными фонемами, а только различия по одному из четырех фонологически существенных признаков.
К наиболее значимым в общенаучном смысле относятся привативные оппозиции – такие противопоставления, один член которых характеризуется наличием, а другой – отсутствием присущего данной системе фонологического признака. В первом случае член оппозиции называется маркированным, во втором – немаркированным (отмеченным и неотмеченным). Примером привативной оппозиции в русском и во многих других языках может служить противопоставление согласных по глухости / звонкости или по твёрдости / мягкости. В этих парах глухость и твёрдость являются немаркированными, а звонкость и мягкость – маркированными признаками.
Звуки, образующие привативную оппозицию, в определённых условиях могут терять маркированный признак и совпадать по звучанию с немаркированным членом оппозиции. Такое явление называется нейтрализацией. Нейтрализация фонем происходит в слабой позиции, как, например, в русском языке потеря звонкости согласной на конце слова. В сильной позиции гласные и согласные не подвергаются нейтрализации.
Понятие привативной оппозиции применимо также к лексическому материалу. Примером привативных лексических оппозиций могут служить такие пары, как «глаза – очи», «лоб – чело». Слова в каждой из этих пар обладают одним и тем же лексическим значением. Различия – в стилистической отмеченности, т.е. слова «очи» и «чело» стилистически маркированы. В определенных контекстах они сохраняют это свойство, прежде всего в поэтических текстах. В научных или официально-деловых текстах эта оппозиция нейтрализуется: употребление стилистически маркированных слов здесь неуместно и воспринимается как ошибка, «стилистический акцент».
Привативную оппозицию образуют слова, называющие профессию лиц мужского и женского пола: «учитель – учительница», «ткач – ткачиха». Здесь возможна замена маркированного члена немаркированным: «Петрова – учитель». Но нельзя заменить немаркированный член маркированным, например, «Петров – учительница».
Другой тип отношений представлен в таких парах, как «казах – казашка», «француз – француженка». Эти оппозиции называются эквиполентными: в них оба члена логически равноправны и семантически неравнозначны. Поэтому замена одного члена другим невозможна. Эквиполентные оппозиции характеризуют также антонимические пары: «друг – враг», «светлый – темный», «вверху – внизу», «войти – выйти» и т.д.
Примером градуальной оппозиции – члены такой оппозиции характеризуются различной степенью проявления одного и того же признака – могут служить отношения между словами синонимического ряда «страшный – ужасный – жуткий», значения которых можно описать таким образом: «вызывающий чувство страха» – «вызывающий чувство сильного страха» – «вызывающий чувство очень сильного страха». Такого же рода отношения характерны для степеней сравнения качественных прилагательных: «новый – новее – самый новый».
В пропорциональных оппозициях противопоставления между членами одной оппозиции повторяются в других оппозициях, как, например, в следующих «пропорциях» согласных, противопоставленных по глухости / звонкости: п : б = т : д = к : г... Такой же «пропорцией» характеризуются отношения между разными группами слов:
между глаголами и отглагольными существительными со значением «производитель действия, названного мотивирующим глаголом»: читать : читатель = учить : учитель = собирать : собиратель... ;
между некаузативными и каузативными глаголами: стоять : ставить = сидеть: сажать = пить : поить = есть : кормить...;
между существительными нормального размера и существительными уменьшенного размера: дом : домик = стол : столик = человек : человечек…
Применение понятия оппозиции дало возможность не только подтвердить положение структурной лингвистики о системности языка, но само понятие системности наполнить конкретным содержанием, особенно в той части, которая связана с парадигматическими отношениями.