Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистический структурализм первой половины XX века

Лингвистический структурализм первой половины XX века

Структурализм в лингвистике может пониматься в двух аспектах:

  • с одной стороны, он выступает как методологическая концепция, базирующаяся на подходе к языку как системно-структурному образованию. это предполагает исследование его единицей с точки зрения их места в иерархии уровней и связей с другими единицами на синхронном срезе;
  • с другой стороны, структурализм выступает как одно из крупнейших направлений в языкознании, которое объединило ученых, работавших в рамках структурной методологии.

Лингвистический структурализм как влиятельное направление в языкознании начинает формироваться в первой половине XX века. В его составе оформляется несколько школ, а именно:

  1. Датская школа структурализма, лидером которой считается Л. Ельмслев.
  2. Пражская школа, выдающимся представителем которой выступает Н. С. Трубецкой.
  3. Американская школа во главе с Л. Блумфильдом.

Независимо от различий, которые присутствовали в частных приемах лингвистических исследований, всех языковедов объединяет методология структурализма и опора на идеи, разработанные Ф. де Соссюром, в частности:

  • системный подход к языковым феноменам, каждый из которых рассматривается с точки зрения значимых оппозиций, формируемых его отношением к другим элементам системы;
  • дифференциация языковой синхронии и диахронии;
  • представление о знаковой природе языковой системы;
  • признание структурной организации языка, представляющего собой иерархию уровней;
  • последовательное разграничение языка и речи.

Школы структурализма

Основным представителем Датской школы структурной лингвистики является Л. Ельмслев, создавший языковую концепцию под названием глоссематика. Исследователь провозглашает текстоцентричный подход к языковым феноменам. Суть языковых исследований сводится к выявлению языковой системы, конкретной реализацией которой является текст – речевое произведение, где единицы языка представлены в линейной организации. Датский лингвист последовательно различает единицы языка как знаковой системы и единицы речи. Так, звуковому инварианту – фонеме в речи соответствует звук, морфеме – морф, лексеме – словоформа и тому подобное. Ученый выдвинул идею создания универсальной грамматики на основе описания отношений, которые существуют между языковыми явлениями. Каждая единица языка, по мнению лингвиста, может быть описана в соответствии с тремя типами отношений: двунаправленная зависимость (например, это случай координации между компонентами грамматической основы – подлежащим и сказуемым), сильная односторонняя зависимость (например, между глаголом и субстантивом в управлении), слабая односторонняя зависимость (например, между наречием и глаголом в словосочетании).

«Лингвистический структурализм первой половины XX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

По мысли ученого, все типы отношений могут быть описаны с помощью указанных связей. Так, любой языковой знак, представляя собой единство плана выражения и плана содержания, основан на отношениях взаимной зависимости.

Особенностью лингвистических взглядов Пражского кружка был пересмотр некоторых радикальных положений теории Ф. де Соссюра. Так, члены объединения выступали против резкого противопоставления языка и речи, между которыми они не видели абсолютной попасти. Речь и язык представляли собой две стороны одного и того же явления – речевой деятельности, которая невозможна без процессов речепорождения и речевосприятия, а также без системы языка. Кроме этого, пражцы пересмотрели и тезис о резком разграничении синхронии и диахронии, поскольку способность к развитию и изменению является основным свойством языковой системы, ее стабильность и статичность являются кажущимися свойствами.

Наибольший интерес у Н. С. Трубецкого, одного из виднейших представителей кружка, вызывали фонология и исследование фонетических явлений. Центральной единицей фонологии ученый считал фонему, которую понимал как систему значимых в фонологическом отношении признаков, различающих звуковые образования. Он выделил два класса фонетических единиц:

  1. Сегментные, способные к смыслоразличению за счет противопоставления отдельных фонем.
  2. Суперсегментные, смыслоразличительная функция которых осуществляется благодаря единицам более высокого уровня. Например, это ударение или интонация.

Основный метод, используемый лингвистом для анализа фонологически значимых свойств фонем, называется методом оппозиций. Суть его заключается в том, что в фонеме выявляются те признаки, по которым она противопоставлена другим фонемам в языковой системе. Например, в словах «моль» и «мол» таким признаком будет мягкость конечного согласного, поскольку она фонологически значима и участвует в различении слов.

Анализ фонетических оппозиций позволил Н.С. Трубецкому выделить такие позиции, в которых разница между фонемами нейтрализуется (например, «код» и «кот»), что позволило ему сформулировать понятие архифонемы для тех фонем, имеющих позиции нейтрализации.

Американскую школу структурализма также называют дескриптивной лингвистикой. Суть дескриптивизма заключается в том, что языковая система исследовалась на материале ее реализации в тексте путем выявления дистрибуции (особенностей распределения) языковых единиц. Исследователь сосредоточивался на месте, которое занимает та или иная единица по отношению к другим единицам, а также на особенностях ее сочетаемости с другими единицами. Дескриптивисты не ставили задачу создать универсальную грамматику. Их подход к анализу языка носил прагматический характер и сводился к выявлению формальных цепочек языковых элементов, а также связей между ними.

Идеи структурализма в дальнейшем были подвергнуты критике за абсолютизацию формального подхода к языку, игнорирование его содержательной составляющей, хотя многие достижения структурализма до сих пор являются достоянием лингвистики и ее методологии.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot