Системный характер языка в его структурной организации
Структура и система языка – это два основных понятия описания природы языка, первое из которых подразумевает отношения иерархии между языковыми единицами, а второе – рассмотрение их как одного целого.
Язык является системой звуковых и графических знаков, возникшей на определенном уровне развития человечества. Она и сейчас развивается, и имеет социальное назначение. Правила языка нормируют использование знаков и их функционировании как средств человеческого общения.
Язык является знаковой системой, которая обеспечивает процесс коммуникации. Она выступает важнейшим средством общения, на том основании, на котором выстраиваются человеческие отношения и социальная структура общество. Слово «язык» в речи современных людей (устной, письменной, печатной) имеет широкий спектр значений. Оно охватывает
- человеческую речь;
- язык Творца;
- ангельский язык;
- естественный язык;
- искусственный язык;
- язык животных;
- язык растений;
- язык природы;
- язык искусства (например, танца, живописи, скульптуры и т.п.);
- язык жестов;
- язык науки или метаязык (например, философии, физики, химии, лингвистики и др.).
Часто можно услышать о языке глаз, языке рук, языке духов, языке влюбленных, языке цветов, языке образов, языке символов и тому подобное. В этих случаях слово «язык» употребляется в переносном (метафорическом) значении. Первоначальным и основным его содержанием является естественная человеческая речь – средство ежедневного общения людей.
К. Гирц приводит мнение К. Леви-Стросса о том, что конечная цель гуманитарных наук заключается не в том, чтобы составить человека из кусочков, а в том, чтобы разложить его на части. Если экстраполировать такой методологический подход происхождения и функционирования языка, то современный язык структурируется на:
- естественный;
- искусственный язык.
На фоне многочисленных попыток решения проблемы происхождения языка как системы и структуры в одном явлении можно выделить
- теорию божественного происхождения языка (ведийские, библейские и религиозные мифы);
- теорию сознательного творения языка людьми (древнегреческая философия);
- звукоподражательными теория (стоики, В. Лейбниц);
- теорию эмоциональных выкриков (Ж. Ж. Руссо);
- теорию общественного договора (Ж. Ж. Руссо, А. Смит);
- трудовую теория (Л. Нуаре, Ф. Энгельс).
Позже происхождение языка стали связывать с разработкой проблемы антропогенеза с позиции диалектического материализма. Представители трудовой теории происхождения языка считали, что в процессе общественного труда у людей возникла объективная необходимость что-то говорить друг другу. Это было неизбежным действием, потому что когда над чем-то работает группа людей, то возникает объективная необходимость не просто сопровождать это какими-то криками, выражающими эмоциональное состояние, а определять конкретный предмет действия или же действие всем известными знаками, находящимися в структурной организации системы языка.
Рисунок 1. Фридрих Энгельс - представитель трудовой теории происхождения языка как системы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако ни одна из теорий происхождения языка не дает универсального объяснения происхождения языка, которое можно было бы применить в отношении каждого языка в мире, каждого нюанса языкового устройства, взаимодействия языка с психическими процессами, бытия языка в различных общественных группах и т.д.
При этом достоверно известно, что зарождение языка приходится на эпоху возникновения общественной формы организации человечества, а сам язык является следствием актуализации определенных функций языка.
Концептуальные акценты исследования языка и иерархизации ее проблематики в разные времена имели существенные различия, что обусловлено динамикой общественных потребностей и приоритетов. Прагматичный подход в исследовании языка приобретает своеобразный антропологический ракурс, когда речь рассматривается в контексте человека и его мира. То есть возникает мысль о необходимости не только внутреннего языкового контекста, но и внеязыковой ситуации, которую образует вся система человеческой деятельности, которая включает в себя язык как один из ее элементов.
Как отмечал Ф. де Соссюр, невозможно описать мир таким, каким он есть, поскольку он на самом деле не является таковым. Мир – это лингвистический конструкт, а его образ определяется языком. Язык – это сетка благоустройства, накинутая на хаос действительности. Слова не неуклонно связанны с вещами – они случайны и имеют смысл только в системе и структуре языка как целостного единства.
Все языковые системы отличаются друг от друга и основываются на различных законах. С семиотической точки зрения, языком является любая система знаков – то есть язык как таковой. Так, определенный язык позволяет конструировать мир таким, каким он нравится людям. В этом смысле он выступает как система управления реальностью.
Научные парадигмы и их подходы к определению языка как системы со внутренней структурой
Соответственно, его природа в понятиях «структуры» и «системы» может быть рассмотрена с точки зрения определенной философской парадигмы. Анализ проблемы языковой реальности философской мысли Древней Греции предполагает выяснение содержания некоторых понятий и вопросов.
В частности, в истории развития лингвофилософских идей Ю. Степанов выделяет три важнейших парадигмы:
- семантическую (философия языка предстает в ней как «философия имени);
- синтаксическую (философию языка отождествляют с «философией предиката»);
- прагматическую (философию языка проявляют как «философию эгоцентричных слов»).
В истории мировой научной мысли можно выделить четыре парадигмы понимания речи: «парадигму имени»; «парадигму слова»; «парадигму мысли»; «парадигму общения».
Взаимодействие и постоянное изменение вышеназванных парадигм представляет собой сложную систему функционирования структуры языка в разных социально-исторических реалиях. Например, в мифологическом сознании Древней Греции язык воспринимался как целое, выступая синкретической средой, через которую человек воспринимал себя и окружающий мир. Слово имело в мифологическом сознании реальную силу.
С развитием философии и науки человек постепенно овладевает силами, которые раньше считал божественными и не поддающимися, соответственно изменяется и речевое поведение, но мифологическая картина мира в античном обществе никогда не сходила на нет.
Стоит отметить, что если в первой половине ХХ века ученые основном задавались вопросом структуры языка, то во второй его половине больше внимания уделялось принципам действия этой системы, как язык функционирует.
Переход от классического этапа к неклассическому в теории познания проявился в приоритетах современной гносеологии – в доминировании посткритицизма, в отказе от методологического фундаментализма. Наконец, смещение исследовательского интереса к анализу феномена знаний на механизмы его формирования и развития привело к погружению проблематики и методов теории познания в социальный контекст.