Общее представление о категории «слово»
Слово наряду с предложением выполняет важную смыслообразующую функцию. Благодаря слову познание человеком окружающего мира расширяется, его возможности в постижении предметов, явлений и отношений между ними приобретают новое качественное содержание.
Так, по мнению известного психолога А.Р. Лурия, огромный выигрыш человека, который обладает развитым языком, заключается в том, что его мир «удваивается». Человек без слова имел дело только с теми вещами, которые он непосредственно видел и которыми он мог манипулировать. С помощью языка, который обозначает предметы, он может иметь дело с предметами, которые непосредственно не воспринимались и которые ранее не входили в состав его собственного опыта. Слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие.
Слово действительно играет исключительно важную роль в формировании представлений и мыслей человека. Но его действенность и сила как средства общения возможна только в предложении.
Слово и предложение относятся к разным сферам языковой деятельности:
- слово выполняет номинативную функцию, то есть называет некий фрагмент действительности;
- предложение или высказывание выполняет коммуникативную функцию – служит для передачи сообщения, мыслей от одного говорящего к другому: люди общаются между собой не при помощи слов, а при помощи предложений.
Слово удваивает мир в том смысле, что за каждым словом стоит вполне определённое понятие, обозначающее предмет, явление, действие, свойство или качество окружающего мира, и всё перечисленное находит своё воплощение в словах. Иногда говорят: слова отражают окружающий мир. Но в этом случае мы имеем дело с весьма своеобразным отражением. С отражением, которое не только не похоже на отражаемые им предметы – оно выражено в совершенно другой системе знаков.
Слова не зеркало – они не отражают окружающий мир. Слова – знаки. Для того, чтобы описать отношения между словами, знаками и предметами окружающего мира, необходимо использовать такие компоненты, как предмет, названный словом, понятие, которое выражает смысл слова, и само слово (знак).
Для описания отношений между названными терминами сложилась определённая система их словесного обозначения. Например, говорят: слово (или знак) обозначает такой-то предмет, слово выражает такое-то понятие. Если сказанное представить в наглядной форме, то знак «дверь» обозначает соответствующий предмет (его можно нарисовать, узнать на картинке) и выражает понятие «проём, отверстие в стене для входа и выхода, а также подвижная плоскость, которая служит для закрывания и открывания этого отверстия».
В специальной литературе предмет, обозначенный знаком, называют денотатом, а понятие, заключённое в знаке, - десигнатом, или концептом.
Сами по себе слова составляют только перечень понятий, которые образуют материал, используемый в процессе общения. Истинную ценность слова приобретают в составе предложения. В таком контексте у них появляются качества, необходимые для того, чтобы реализовалась коммуникативная функция языка.
Слово как научный термин трудно поддаётся такому определению, которое было бы применимо для каждого языка. В некоторых языках, которые называются инкорпорирующими, или полисинтетическими, слово как языковая единица отсутствует, а точнее, внешне не отличается от предложения.
В самом общем виде термин «слово» можно определить как языковую единицу, которая обладает формальными и семантическими признаками, в своей совокупности неповторимыми для каждого языка.
Описание формальных признаков слова
К формальным признакам слова относятся:
- фонетическое строение слова;
- морфемное строение слова;
- набор грамматических категорий, свойственных той или иной части речи.
Фонетические признаки – неотъемлемое свойство любого слова, его индивидуальный «портрет». Именно в процессе использования слова в живой речи с наибольшей полнотой реализуются его фонетические особенности – способы произношения звуков, их сочетаемость друг с другом, участие в образовании разных типов слогов и т.д. Всё это придаёт языкам ту неповторимую индивидуальность, благодаря которой они различаются между собой.
Слова состоят из морфем – мельчайших значимых частиц слова, которые в его составе располагаются в определённой последовательности: приставка, корень, словообразовательный суффикс, словоизменительный суффикс. Именно в такой последовательности расположены морфемы в изменяемых словах русского языка.
В русском языке грамматические и словообразовательные значения выражаются как в морфемах, предшествующих корню, то есть в префиксах, так и в морфемах, находящихся после корня, то есть в постфиксах. В немецком языке есть приставки, которые в определённых условиях отделяются от производного слова и ставятся в конце предложения. В эстонском и финском языках приставки, по сути, не используются. Не используются приставки в узбекском языке, как и в других тюркских языках.
Языки различаются грамматическими категориями и способами их реализации. В одних языках насчитываются десятки падежей, как в некоторых кавказских или угро-финских, в других – четыре или шесть, как в немецком или русском. Неодинаково представлена и грамматическая категория времени в разных языках: в современном русском языке у глаголов три времени, в древнерусском языке их было шесть (одних только прошедших четыре), в современном английском – не менее 15 и т. д.
Семантические признаки слова
Семантические признаки слова проявляются в его значении, в способности определённым образом называть предметы и явления окружающего мира, а также вступать в смысловые отношения с другими словами. В результате смысловых связей между словами образуются семантические группы, которые объединены идеей движения, эмоционального отношения, местонахождения и др. Количество слов, образующих эти группы, в разных языках не совпадает.