Лингвистика - это наука о языках во всех их проявлениях.
Исидор Севильский как основной представитель испанской лингвистики
Специфический путь развития испанской лингвистики по большей части отражён в работе испанского архиепископа Исидора Севильского (560-636 гг.) «Этимологии, или Начала». Общепринято, что Исидор является основателем средневекового энциклопедизма и достаточно плодотворным церковным писателем.
Ученик Исидора, Браулий, бывший в 631-651 гг. епископом Сарагосы, разделил «Этимологии» на двадцать книг, в частности:
- первая книга была посвящена грамматике;
- вторая книга была посвящена риторике и диалектике;
- третья книга была посвящена математике, причём отдельные её части были содержали положения об арифметике, астрономии, музыке.
Таким образом, Исидор в своих «Этимологиях» последовательно рассмотрел все «семь свободных искусств», каждую из которых он определял в качестве научной дисциплины. Для лингвистки интерес проявляется только к трём из «семи свободных искусств»:
- грамматика представляла собой знание языка, а также считалась фундаментальной дисциплиной, которая стала источником методов, перенесённых и ставших основными для всей системы знаний (в том числе и теологии), и распространялась на области других «свободных искусств»;
- риторикой назвалась изящная и достаточно красноречивая речь, которая являлась особенно необходимой в государственных вопросах;
- диалектикой называлась логика, благодаря которой истина при помощи тонкого истолкования отделялась от ложного.
Можно сделать вывод, что центральное место во всей исследовательской деятельности Исидора занимала грамматика. Исидор развивал грамматический «метод» в русле христианской экзегетики, то есть богословского раздела, выступающего в качестве разновидности грамматики и посвящённого изучению, истолкованию, комментированию и передаче библейских текстов. Вследствие этого Исидор преимущественно обращался к идеям Августина и Кассиодора.
По мнению Исидора, грамматика является знанием правильного языка, а также началом и основой свободной учености. Грамматика как «всеобщая наука» и «начало» знаний базируется на четырёх категориях – аналогия, глосса, этимология и различие.
Категории «различие», «этимология», «аналогия» и «глосса»
Исидор рассматривал различие в своём одноимённом труде как способ разграничения друг от друга близких слов посредством определения их собственного значения. Необходимость в этом различии была вызвана смешением свойств терминов и значений слов, которое, как правило, проявлялось через поэзию и обычай. Кроме того, различию способствует различное происхождение рассматриваемых слов.
В «Этимологии» Исидор дал различию следующее определение – это вид определения, которым поэты обозначают одно и то же и иное. Далее Исидор рассуждал, что, ставя на первое место сначала род, затем вид и так далее, возможно их объединение (выделение общего) и разделение (проведение различий между ними), которое проводится до осознания того, что человек намерен обозначить.
Таким образом, различие представлялось Исидором в качестве одновременно грамматической и логической категории, рассматривалось как принцип классификации. А критерием различия выступала этимология, благодаря которой возможно узнать происхождение слова и тем самым раскрыть его основную сущность. Следовательно, можно сказать, что различие вместе с этимологией являлось основным методом, который использовал Исидор.
Исидор рассматривал этимологию в качестве, отличном от современного понимания этого термина. Его работа «Этимологии» не даром имела и второе название – «Начала». Это было связано с тем, что по мнению Исидора, этимология есть «начало наименований, когда только истолкование способствует постижению сущности слов или имён». То есть, только узнав о «начале» слова (его происхождении), можно быстрее понять сущность этого слова.
При изучении этого вопроса Исидор, который унаследовал от греческой экзегетики слияние «библейской ономастики», считал сущность имени адекватной сущности вещи.
Однако в работе «Этимологии» Исидор изучал не непосредственное происхождение слов, а более широкое понимание вещи, то есть её природу. Именно поэтому стоит оценивать представленную им в своём фундаментальном труде совокупность знаний и дефиниции их понятийного словаря.
Исидор, следуя за Донатом и Квинтилианом, даёт в «Этимологиях» традиционные определения понятий «аналогия» и «глосса», дополнительно вводя частный приём объяснения слов-вещей с помощью той же этимологии.
Значение работ Исидора Севильского для лингвистики Испании и всей Европы
Обобщая приведённую Исидором схему классификации грамматических понятий, можно констатировать, что по большей части она была заимствована у Доната. Однако она была дополнена несколькими существенными положениями, в частности, описанием орфографии и графики, главами о прозе, метре, истории и фабуле, а также определениями раскрытых выше четырёх базовых категорий.
Вследствие этого справедливым является мнение, которое заключается в том, что грамматика для Исидора Севильским была началом наук подобно тому, как этимология являлась началом имён, а труды Исидора представляли собой в большей степени грамматику философии, чем собственно грамматику.
В более поздние периоды развития лингвистических учений «Этимологии, или Начала» Исидора Севильского приобрели большую популярность среди ученых. В первую очередь, это было вызвано тем, что в этой работе была предпринята попытка систематизации средневековых представлений о «природе вещей», в основу которой были положены грамматика и логика, несмотря на незначительное влияние этой работы непосредственно на грамматические учения.
Сама по себе попытка дать объяснение сущности явлений посредством толкования «имён» была тесна связана с известным спором реалистов и номиналистов, что в свою очередь способствовало формированию в обществе рационалистического мировоззрения. А то, что Исидор достаточно часто обращался к цитатам античных авторов, в том числе греческих, с которыми европейцы познакомились в новой интерпретации уже через посредничество арабов, также сыграло свою позитивную роль в развитии испанской и общеевропейской лингвистике.