Понятие онтолингвистики
Онтолингвистика – это раздел лингвистики, который занимается изучением онтогенеза речи.
Онтогенез (понятие которого произошло от сочетания двух греческих слов «ontos» и «genesis», переводящихся как «сущее» и «происхождение, развитие», соответственно) как таковой представляет собой индивидуальное развитие организма от момента его появления до конца жизни.
Таким образом, онтогенез речи можно представить в виде процесса, протекающего в течение всей жизни человека и включающего формирование детской речевой способности, последующее ее развитие и возрастные изменения в индивидуальном языке.
Однако онтолингвистика концентрируется на изучении только детской речи.
Онтолингвистика чаще всего представляется как одно из ответвлений психологического направления в языкознании.
История развития онтолингвистики
Зарождение онтолингвистики как отдельной и самостоятельной научной дисциплины в рамках языкознания происходило в Советской России 1920-х гг. Оно было вызвано призывами русских лингвистов И. А. Бодуэна де Куртенэ, а после него и Л. В. Щербы, которые заключались в обращении к научному сообществу исследовать факты речевой деятельности детей, поскольку они способствуют моделированию потенциального состояния национального языка и диалектов.
На этот призыв откликнулись такие лингвисты, как Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Р. Лурия. Например, А. Н. Гвоздев проводил лингвистические исследования на основе эмпирических данных, полученных при регистрации речевой деятельности собственного сына.
Однако в отечественном языкознании они не получили широкое распространение, и изучение онтолингвистики было заброшено на несколько десятилетий. Так, книга Корнея Чуковского «От двух до пяти», которая представляла собой содержание многочисленных фактов детской речи, а также ряд глубоких и серьёзных лингвистических идей, не была воспринята современниками всерьёз.
Зато онтолингвистика получила дальнейшее развитие на Западе: в европейских странах и Соединенных Штатах Америки. В тамошних учебных заведениях даже стала преподаваться соответствующая учебная дисциплина (которая получила название «сhild language» или «language acquisition»), что вызвало массовый выпуск учебной литературы. Однако большинство западных исследователей при изучении детской речи опирались на упомянутые выше научные работы русских лингвистов, которые специально для этого были переведены на английский язык.
Параллельно с развитием психолингвистики в 1960-1970-е гг. возобновился серьезный интерес к онтолингвистике. Значительный вклад в ее исследование внесли такие зарубежные лингвисты, как Р. Браун, Е.Кларк, М. Брейн, Д. Слобин, М.Бауерман и др., которые также в значительной степени основывались на трудах отечественного языкознания.
В течение последующих десятилетий результаты исследований зарубежной онтолингвистики превзошли уровень российской онтолингвистики, что было вызвано обеспечением лингвистических исследований на Западе более совершенным техническим оборудованием, которое позволило ускорить процесс изучения детской речи и подойти к нему с различных точек зрения.
В то же время российская онтолингвистика сейчас, как и раньше, отличается серьезной теоретической базой, которая представлена фундаментальными исследованиями в области грамматики (морфологии и синтаксиса), фонетики, лексикологии, проведенными на основе речевого материала взрослых людей. В настоящее время использование их результатов при изучении детской речи оказывается весьма продуктивным.
Характеристика онтолингвистики
В настоящее время онтолингвистику причисляют к категории формирующихся областей научного исследования. В связи с этим не прекращаются дискуссии насчет статуса онтолингвистики. Существует две основные точки зрения:
- онтолингвистика представляет собой трансляцию уже сформированных и апробированных на уровне взрослого населения теорий, концепций, подходов и методов на новый («детский») уровень;
- онтолингвистика является самостоятельной научной дисциплиной, которая требует характерные ей методы и подходы.
Первый подход заключается не в выделении новой науки, а в расширении традиционного объекта изучения языкознания. Лингвисты, которые являются сторонниками этого подхода, могут беспрепятственно быть сначала «взрослым», то есть осуществлять лингвистический анализ языковой деятельности взрослого человека, а затем быть «детским», то есть изучать аспекты фактов речи ребенка.
Речевая деятельность ребёнка рассматривается как ещё в недостаточной степени зрелый продукт, который был порожден той же языковой системой, что и текст, воспроизводимый взрослым.
Этот подход считается «вертикальным», поскольку в его основе заложен взгляд на детскую речь «сверху», то есть с позиций изученной и принятой в качестве традиционной системы «взрослого» языка. Он позволяет выявлять «неправильное», то есть совершаемые речевые ошибки и наметившиеся речевые инновации, с помощью сравнения фактов языковой деятельности с принятым в языке за «правильное».
Однако все чаще лингвисты отмечают некоторую односторонность «вертикального» подхода. Поэтому был предложен иной взгляд на онтолингвистику, который был назван «горизонтальным» подходом. Он заключается в рассмотрении детской речи в качестве особой (так называемой «детской») языковой системы, которая характеризуется определенной степенью автономности и отражает достигнутый ребёнком к данному моменту уровень ментального развития и языковой способности.
В рамках этого подхода вопрос об отнесении языковых фактов к «правильному» или «неправильному» отпадает сам по себе из-за отсутствия «правильного» эталона, за который в «вертикальном» подходе считался «взрослый» язык.
Эта точка зрения на онтолингвистику предполагает рассмотрение языкового развития ребёнка в качестве постепенной смены следующих друг за другом временных языковых систем, каждая из которых отражает собственную, также временную, когнитивную систему ребёнка.
Считается, что и «вертикальный», и «горизонтальный» подходы дополняют друг друга. Это позволяет изучить детскую речь в полном её объеме.