Понятие научного метода в терминологическом и нетерминологическом смыслах
В зависимости от задач, которые ставит исследователь, и от материала, который подвергается исследованию, применяются разные способы научного описания, называемые методами.
Это название произошло от греческого слова «methodos», которое переводится на русский язык как «путь исследования».
Слово «метод» употребляется в терминологическом и в нетерминологическом смыслах:
- в терминологическом смысле «метод» обозначает систему приёмов, которые используются в научном описании;
- в нетерминологическом, или общеупотребительном, смысле значение слова «метод» можно охарактеризовать при помощи таких слов, как приём, способ или образ действия.
В терминологическом смысле метод представляет собой систему приёмов, действий, простых операций, которые в своей совокупности направлены на решение научной проблемы. Использование научного метода предполагает наличие соответствующих знаний и умений в области научной теории, например, умения определить круг вопросов, решение которых предполагает использование того или иного научного метода.
В нетерминологическом употреблении смысл слова «метод» сводится к простому, рутинному действию, которое не требует особых умений и знаний, кроме самых элементарных. Так, в выражениях «метод сплошной выборки», «метод наблюдения» слово «метод» употреблено в нетерминологическом смысле.
Для того, чтобы произвести из текста «сплошную выборку», достаточно располагать знаниями «технического свойства»: во-первых, о том, что именно мы извлекаем из текста – глагол, существительное или фразему; во-вторых, нужно уметь отличить их от аналогичных языковых единиц. Точно так же рутинным процессом следует считать наблюдение, суть которого сводится к тому, чтобы наблюдатель (необязательно исследователь) заметил соответствующий факт и зафиксировал его. Письменная фиксация необходима для дальнейшего анализа собранного материала.
Взгляды исследователей на понятие научного метода
О том, что метод как научный термин включает в свою смысловую структуру несколько более простых компонентов, пишут такие известные представители разных гуманитарных наук, как Ю.С. Степанов, Б.А. Серебренников, А.А. Зиновьев.
Понимание смысла анализируемого слова Ю.С. Степанов формулирует следующим образом: метод представляет собой обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка.
Более подробно характеризует это понятие Б.А. Серебренников, отмечая, что метод всегда является системой. По его мнению, единичный приём не может представлять метод исследования в целом. Метод же представляет собой сумму специфических научно-исследовательских приёмов и методику их применения на практике.
Приведённые высказывания принадлежат авторитетным лингвистам. Похожее мнение также высказывал известный философ и специалист в области научной методологии А.А. Зиновьев. Он словом «метод» называл не отдельный приём познания, а совокупность таких приёмов, объединённых в единое целое. В это целое могут входить самые разнообразные приёмы, которые употребляются и сами по себе, независимо от этого целого, а также входят и в другие объединения приёмов, образующие другой метод.
Общее представление о научном методе и о его взаимосвязи с подходом
Метод предназначен для решения определённых задач и получения новых знаний. Его результативность проверяется на конкретном эмпирическом материале. Для лингвиста таким материалом служит язык во всём его неисчерпаемом многообразии. Без этого материала, который рассматривается в определённом аспекте, любой лингвистический метод теряет своё прямое предназначение. Только сочетание материала и метода, который соответствует поставленным задачам, образует необходимое условие научного описания.
Метод как общее определение исследовательского способа познания мира необходимо отличать от отдельных приёмов или частных методик, которые представляют собой простые однотипные действия. Так, описание значений слов нельзя характеризовать как «метод лексических толкований» или «метод словарных дефиниций». Этот «метод» сводится к простой логической дефиниции – к определению видового понятия через родовое.
Есть определённая трудность, которая связанна с отграничением научного метода от общетеоретических установок, называемых по-другому подходами. Часто эти понятия смешивают.
Метод – это понятие более узкое и более конкретное, чем подход. Терминологическое сочетание «системный подход» предполагает, что материал, подлежащий анализу, образует определённую систему, и именно это заранее, до проведения научного анализа, известно исследователю. В противном случае системный подход потерял бы свой смысл.
Что касается метода, то его основная цель – поиск новой информации. Применение любого метода предполагает выполнение определённых действий, которые предусмотрены его логической структурой. Если метод представляет процесс получения новых знаний, то подход опирается на уже сложившуюся систему знаний, которые являются для исследователя аксиомой, не требующей, естественно, никаких доказательств.
В научном поиске существует строгая последовательность: сначала выбор подхода – общетеоретической установки, а затем на основе этого использование соответствующих методов. Таким образом, подход предшествует методу и предопределяет его. Другими словами, подход – это выбор объекта и предмета исследования, а метод – план процесса исследования.
На базе того или иного подхода для решения вполне конкретных задач создаются и соответствующие методы. Так, в рамках системного подхода разработано несколько исследовательских приёмов:
- дескриптивный метод;
- компонентный анализ;
- дистрибутивный метод;
- анализ по непосредственно составляющим.
Конечная цель научного описания – способствовать поиску истины или хотя бы приближению к ней. Поиск научной истины приобретает самые разнообразные формы. Важнейшие из них – установление причин и взаимосвязей между исследуемыми явлениями, обнаружение системных отношений между объектами, построение модели анализируемого материала.