Разграничение понятий «лингводидактика» и «методика обучения»
Лингводидактика – это теория обучения языкам, интеграция лингвистики и дидактики. Соответственно, лингводидактика является составляющей общей методики обучения, она целенаправленна на исследование эффективности изучения языков.
Актуальное переосмысление теории и практики обучения языкам на данный момент происходит в русле личностно ориентированного направления. Поэтому сейчас приоритетными являются направления в лингводидактике, имеющие преимущественное значение для развития антропоцентрической теории обучения языкам.
Ведущее значение этих направлений заключается в том, что они задают стратегические ориентиры для развития теории и практики формирования растущей языковой личности и ее интеллектуально-духовном развитии. Согласно Ю. Караулову, шаг в направлении к языковой личности, акцент на прагматичной составной части языка позволяют шире использовать все достижения «системной» лингводидактики.
По сути, речь идет о связи двух парадигм обучения языкам в структуре методики обучения – личностно ориентированной и традиционной, системно-структурного, которая недостаточно обеспечивает духовное и мыслительно-речевое развитие учащихся. Синтез этих парадигм с доминированием личностно ориентированной является условием создания эффективной методики обучения языкам.
Вышесказанное побуждает к обоснованию направлений лингводидактики при учёте учения о языковой личности. Наиболее распространенная модель языковой личности, разработанная Ю. Карауловым, содержит три уровня владения языком:
- вербально-семантический;
- культурно-когнитивный;
- уровень деятельно-коммуникативных потребностей.
Рисунок 1. Ю. Караулов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формирование языковой личности – это постоянный и синергетический процесс, в котором доминируют когнитивно-интеллектуальные и креативно-деятельностные аспекты. В рамках личностно-ориентированной лингводидактической парадигмы на основе научных представлений сформировалось несколько приоритетных направлений, в частности:
- когнитивное;
- герменевтическое;
- социокультурное;
- коммуникативное.
Все они – составляющие теоретико-практические ориентиры для проектирования целей, моделирования содержания и методов организации языкового образования. Эти направления отражают подходы, принципы, методы, средства обучения, направленные на формирование духовно и интеллектуально развитой языковой личности, владеющей несколькими компетенциями. Система положений каждого направления формируется на основе общих и специфических лингводидактических постулатов.
Указанные направления, дополняя друг друга, сосуществуют между собой и развиваются в связи с традиционной системно-структурной парадигмой лингводидактики в структуре методике обучения.
Характеристика основных направлений современной лингводидактики
Среди соответствующих направлений одно из ведущих мест занимает когнитивное, особенностью которого является исследование обучения иностранному языку на основе когнитивного подхода. Когнитивное направление в теории обучения языкам основывается на языковом опыте общественной познавательной практики. Указанный направление сформировалось ввиду того, что языковая личность – это носитель языка и определенной системы концептов, благодаря которым человек познает мир, усваивает систему понятий, обобщенные способы действий, в этом процессе речь и концепты выполняют функцию познания.
Главная задача когнитивной методики – овладение языковыми единицами как основой познания и формирования концептуальной и языковой картины мира, создание образа мира в воображении каждого ученика. Для достижения современных образовательных целей процесс познания языка и речи должен быть организован как исследование, эксперимент.
В теоретических моделях когнитивного обучения языку выделяются когнитивные методы обучения (метод укрупнения дидактических единиц, частично-поисковый, метод программированного обучения, метод тезаурусного моделирования знаний и др.), обеспечивающие процесс целенаправленного отражения объективного мира в сознании ученика, предусматривают усвоение знаний, познавательных умений, развитие интеллекта, языковых способностей, формирование словаря, необходимого для восприятия и понимания смыслов учебного текста.
Актуальным и перспективным в организации школьного обучения языкам считается применение теории фреймов, с помощью которых структурируется знания. Использование фреймов как метода учебных опор в языковом образовании обеспечивает структурную организацию языкового сознания и вырабатывает способность быстро находить в памяти усвоенные фреймы.
Герменевтический подход в теории обучения языку раскрывает вопросы понимания текста на основе герменевтических закономерностей («герменевтический круг», идея предварительного понимания, что является условием начального понимания и толкования знаний и др.), вопросы взаимопонимания в речевой деятельности, роль риторики в решении проблемы взаимопонимания.
В контексте этого подхода в зависимости от учебных ситуаций герменевтические методы обучения (объяснение, чтение, беседа, дискуссия, эссе и др.) обеспечивают интерпретационную деятельность на основе знания языка и личностного ментального опыта, понимания информации, межличностного взаимопонимания и тому подобное.
В общем герменевтический подход к языковому образованию способствует формированию языковой компетентности, социокультурной компетентности, речевой компетентности в различных видах речевой деятельности, коммуникативной компетентности в социальных ситуациях.
Для социолингвистического лингводидактического направления характерно решение ряда проблем:
- восприятие и понимание учащимися языка как духовной сущности на базе реализации принципов текстоцентризма, ситуативности и диалогичности обучения;
- формирование патриотически сознательных носителей языка на основе возрождения духовности;
- воспитание нравственных убеждений и культурно-эстетических вкусов и др.
С точки зрения учебно-воспитательных целей в русле социолингвистического направления наиболее весомым является художественный текст как духовная модель мира. Вдумчивое чтение художественного дидактического текста открывает ученикам культурно значимый смысл, свойственный авторскому мировоззрению и национальному менталитету.
Коммуникативное направление лингводидактики связано с исследованием функционально-коммуникативного подхода к обучению языку. Этот подход основывается на идее структурной взаимосвязи коммуникативного и языкового аспектов человеческого опыта, что предполагает овладение языком с опорой на ее общественно-коммуникационную функцию, принципы диалогичности, ролевую организацию содержания и процесса обучения, этикета, интерактивности обучения.
Основные положения коммуникативной теории школьного обучения языкам связаны с моделированием речевых событий, кейс-методом и др.
Итак, современное развитие лингводидактики как составляющей методики обучения характеризуется несколькими взаимосвязанными приоритетными направлениями, в частности когнитивным, герменевтическим, социокультурным, коммуникативным. Они составляют направления теории личностно ориентированного обучения языкам, что имеет практическую ценность. Тесная связь между этими направлениями и между методами их обеспечения обусловлена и характеризуется отношениями взаимодополняемости.