Общие положения лингводидактики
Лингводидактика – это научная дисциплина в области языкознания, которая характеризуется практической направленностью, поскольку она занимается изучением обучения и усвоения иностранных языков.
Термин «лингводидактика» был ведён советским лингвистом Николаем Максимовичем Шанским в 1969 году. Он был признан в качестве международного в 1975 году, однако в англосаксонских странах он не используется, поскольку там предметная область лингводидактики покрывается двумя самостоятельными лингвистическими дисциплинами:
- «Language education» (рус. «преподавание иностранного языка»), который рассматривает процесс обучения и усвоения иностранного языка с точки зрения преподавателя;
- «Second-language acquisition» (рус. «усвоение второго языка»), который рассматривает процесс обучения и усвоения иностранного языка с точки зрения обучаемого.
Лингводидактика в настоящее время рассматривается как один из уровней (наравне с методологией и технологией) методики преподавания языка. Это теоретическая дисциплина по обучению языку, которая возникла на стыке языкознания и дидактики.
Лингводидактика как научная дисциплина
Лингводидактика в качестве своего объекта рассматривает процесс обучения языкам, а также факторы, которые непосредственно оказывают влияние на этот процесс: концепция текущего языкового образования, содержание учебного материала, организационные аспекты процесса обучения, технологии и методы овладения знаниями и др.
А предметом лингводидактики являются закономерности, которые имеют место быть при совместной деятельности преподавателя и студента в процессе обучения языкам.
Существование лингводидактики, как и любой другой научной дисциплины, обусловлено необходимостью решения определенных задач:
- разработка теоретических основ концепций языкового образования (в настоящее время, разработаны антропоцентрическая и лингвоцентрическая концепции);
- теоретическая характеристика природы и сущности процесса обучения и усвоения языков;
- выявление условий, способствующих более эффективному процессу обучения и усвоения языков;
- методическое обеспечение процесса обучения и усвоения языков, которое заключается в определении целей языкового образования, установлению принципов отбора и структурирования учебного материала, разработке средств, приемов и методов обучения языку, а также форм и методов текущего и рубежного контроля;
- совершенствование организационных форм процесса обучения и усвоения языков;
- разработка новых технологий и систем обучения и усвоения языков.
Сущность лингводидактики проявляется в выполняемых ею функциях. Основными функциями лингводидактики называют:
- научно-теоретическую функцию, которая заключается в непосредственном изучении процесса обучения и усвоения языков;
- конструктивно-моделирующую функцию, которая заключается в совершенствовании и преобразовании учебного процесса;
- интегративную функцию, которая заключается в объединении результатов различных научных дисциплин (философии, языкознания, педагогики, психологии, методики, коммуникации, информатики), способствующем достоверному и всестороннему обоснованию процесса обучения и усвоения языков.
Лингводидактика для решения и реализации перечисленных выше задач и функций использует систему понятий и категорий, которые заимствованы из родственных научных дисциплин:
- общенаучные термины: деятельность, функция, принцип, структура, организация, концепция, процесс, аспект, подход и др.;
- философия: теория и практика, форма и содержание, закон и закономерность, причина и следствие, общее и единичное, возможность и действительность, количество и качество и др.;
- педагогика: образование, воспитание, развитие, педагогический процесс, педагогический эксперимент, педагогический мониторинг и др.;
- психология: мышление, восприятие, память, умственное развитие, усвоение, осмысление и др.;
- логика: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, классификация, систематизация и др.;
- кибернетика: динамическая система, обратная связь;
- психологическое языкознание: речевая деятельность, теория речевой деятельности, механизмы речи, восприятие речи, порождение речи и др.
Кроме того, лингводидактика выработала систему собственных понятий и категорий, основную часть которой занимают следующие понятия: преподавание языка, изучение языка, язык как учебный предмет, учебный материал, принципы, методы и приемы обучения языку, учебная ситуация и др.
История лингводидактики
История развития лингводидактики начинается с периодов Средневековья и Возрождения, когда массово преподавалась латынь как основной язык особо значимых сфер общественной жизни. Она стала вытесняться национальными языками Европы к концу XVI века. В противовес этому процессу возникло движение консерваторов, которые отстаивали положение латыни как главного наднационального языка Европы.
Одним из таких консерваторов был чешский педагог Ян Амос Коменский, который разработал школьный курс латыни и подробно описал его учебный план (Opera Didactica Omnia, 1657 г.). В ней приведены теоретические основы усвоения языка: систематизирование осваиваемых знаний и применение особой методики преподавания (устное преподавание с опорой на эмоции, опыт и наглядные пособия).
В XVI—XVIII веках преподавание латыни осуществлялось в «грамматических школах», что было вызвано перемещением внимания с коммуникативных аспектов языка на грамматические, поскольку необходимость изучения латыни было связано не с утраченным повсеместным её использованием, а с её провозглашением в качестве идеальной формы мысли, изучение которой способствует интеллектуальному развитию.
Живые языки стали преподаваться с XVIII века по методикам и практикам обучения латыни. В основном использовался грамматико-переводной метод, который заключался в учении правил, конструировании по ним предложений, чтении и переводе с их помощью письменных текстов.
XIX—XX века характеризуются появлением новых методов преподавания, которые базировались на сочетании общих принципов преподавания языков с существующими теориями языкознания и психологии. Однако изучение языков так и оставалось на низкоэффективном уровне.
В современной лингводидактике выделяются два конкурирующих направления: эмпирическое и теоретическое.