Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра

Экстралингвистические факторы формирования лингвистической концепции Ф. де Соссюра

Определение 1

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра – это совокупность идей знаменитого родоначальника структурализма в языкознании – Ф. де Соссюра.

Изменение научной парадигмы на рубеже XIX - XX веков вызвала разнообразие научных исследований в науках вообще, и в общественно-гуманитарных частности. Для выявления лингвистической концепции Ф. де Соссюра и экстралингвистических факторов, повлиявших на успех «Курса общей лингвистики», следует рассмотреть общую ситуацию в науке в период перед первой мировой войной и после окончания войны. Обзор этой ситуации даст понимание философских и социологических предпосылок успеха «Курса».

В философии того времени происходит отход от позитивизма и материализма в сторону:

  • системоцентризма;
  • феноменологии;
  • прагматизма;
  • функционализма;
  • антропоцентризма.

Появляются научные работы Габриэля Тарда, Эмиля Дюркгейма, Гюстава Лебона, Эдмунда Гуссерля, Франца Бретани, Германа Когена, Эрнста Кассирера, Уильяма Джемса, Яна Бодуэна де Куртенэ, Фердинанда де Соссюра и других ученых, которые начинают критиковать устои узкого историзма, позитивизма и атомизма.

Происходит активный спор позитивистов, системоцентристов (теория гештальта, феноменология, организмисты, которые считали целое важнее части, а панхроническое инвариантное состояние важнее одноразового акта или перманентных изменений), антропоцентристов (неокантизм) и психологистов, которые видели суть языка в информационных психических процессах, происходящих в человеческом опыте, и различного типа индивидуалистов (например, школы Бенедет Кроче или Карла Фослера, которые утверждали, что язык – это индивидуальное творчество).

Позитивисты как атомисты именно частичное или единичное считали важнее целого, пытались свести исследования к описанию внешних проявлений или материальных объектов, а сущность исследуемого объекта – к эволюционным изменениям и причинно-следственным отношениям. Этот момент произрастал не столько с самого позитивизма (хотя естественные тенденции, которые лежали в основе позитивизма, существенно связанны с теорией эволюции), сколько из того, что вся наука XIX века основывалась на теории эволюции и считала историзм основой для общественных и гуманитарных исследований.

«Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Критики позитивистов призвали же изучать язык как функциональное явление, как актуальную деятельность, осуществляемую с конкретной целью и функционирующую в современном обществе, которым владеет и распоряжается конкретный человек. Прежде всего, как писал в 1901 году в своей оценке тенденций в языкознании на рубеже веков Бодуэн де Куртенэ: в значительной степени произошло освобождение от влияния филологии, от преобладания буквы над звуком; начали строго различать устную речь от написанного текста. Задача языкознания XX века, по мнению польско-российского лингвиста, состояла в том, чтобы переходить везде и всегда к исследованию живых языков, доступных для наблюдения, и только потом переходить к рассмотрению языков, отраженных только в письменных памятниках древности.

Замечание 1

Идентичная точка зрения представлена в «Курсе» Ф. де Соссюра: язык – это система, основанная на психическом противопоставлении акустических впечатлений.

Ф. де Соссюр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ф. де Соссюр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, центр внимания в языковедческой проблематике в начале ХХ в. перемещается из письма на устное общение, с прошлого на настоящее, с книжной культуры и литературы – на живую устную коммуникацию с элитарной культуры – на повседневное общение, с исследования причин возникновения и развития языка – на интерес к прагматике и его функционирование.

Основные идеи де Соссюра

Лингвистическая мысль конца XIX века постепенно отходит от однозначной привязки языкознания к истории культуры и начинает ориентироваться на психосоциальные и биофизиологические в исследованиях. Начало такой методологической позиции в системной форме были заложены именно «Курсом», в тексте которого ясно отражено, что язык – это универсальное функциональное средство общения и выражения интенции во всех сферах жизнедеятельности, а не культурное достояние или мистический «дух» народа. Соссюр, как и Бодуэн, однозначно стоял на антифилологических позициях в языкознании. Он писал – что касается филологии, то последняя четко отличается от лингвистики, несмотря на общие точки соприкосновения и взаимные заслуги.

В «Заметках по общей лингвистике» Соссюр настаивает на радикальном отграничении лингвистики от филологии: если никто не смешивает литературоведение и филологию, которые очень тесно связаны, то, наоборот, очень многие часто путают филологию и лингвистику. Об этой же характерной черте соссюровского научного мировоззрения вспоминают и исследователи его творчества: тема различия между лингвистикой и филологией была одной из любимых тем Соссюра, включая его частные разговоры. Для Соссюра различие между филологией и лингвистическими подходами к рассмотрению фактов заключается в систематическом характере второго, который приводит от фактов к «законам», к системе.

В «Курсе» идея отмежевания лингвистики от филологии приобретает еще более радикального вида, поскольку Сеше приписал Соссюру не только это противопоставление, но и противопоставление лингвистики любым другим наукам: поступив так (однозначно не отделив объект языкознания), откроем двери перед целым рядом наук:

  1. психологией;
  2. антропологией;
  3. нормативной грамматикой;
  4. филологией и т.п.

Но это является методологической ошибкой, поскольку все они смогут претендовать на речевую деятельность как на один из своих объектов.

Замечание 2

Стоит отметить, что Ф. де Соссюр также знаменит своим разграничением языка и речи, синхронии и диахронии.

Кроме того, системность как концепция разноуровневого упорядочения отношений стала на долгие десятилетия опознавательным знаком ХХ в. не только в языкознании. Правда сама идея системы трактовалась языковедами и философами языка по-разному в зависимости от их методологической и мировоззренческой позиции. Одни пошли вслед за Марксом, Дюркгеймом и Гуссерлем и локализовали языковую систему в объективированном социальном или интеллигибельном пространстве, другие, вслед за Кантом, Тардом или Выготским – видели ее место в социализованной психике индивида. Сама идея системности заставила ученых пересмотреть понимание человека как общественно-психологического функционального целого.

В конце XIX века появляются новые идеи – социопсихологизм и психосоциологизм (И.Тен, Е.Ренан), которые легли в основу нового антропоцентризма Соссюра и Бодуэна де Куртенэ (а также других представителей Казанской школы). Лингвистическая мысль начала ХХ века постепенно отходит от натуралистического понимания языка – в равной степени, как эволюционирующего организма (выраженного в генеалогии компаративистов), так и физического пространства (выраженного младограмматической теории волн).

Дата последнего обновления статьи: 21.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot