Формирование Кирилло-Мефодиевского братства
Кирилло-Мефодиевское братство - это общественная организация, возникшая в 1845-1846 гг., главной целью которой было изменение политического, культурного и литературно-языкового векторов развития государства.
В наше время пробуждается интерес к своему историческому прошлому, поэтому актуальным остается научное изучение деятельности общественно-политических обществ и организаций, возникших в разные исторические периоды.
Одним из ярких примеров таких обществ является существовавшее в 40-ых годах XIX в. Славянское общество св. Кирилла и Мефодия, более известное в научной мысли и литературе как Кирилло-Мефодиевское общество. Общество возникло в конце 1845 - начале 1846 и просуществовало, по оценкам историков, не более 15 месяцев.
Его основателями были, как принято считать, чиновник канцелярии генерал-губернатора Н. Гулак, адъюнкт Киевского университета Н. Костомаров и студент этого же университета Н. Белозерский. К обществу также присоединились поэт Т. Шевченко, учителя П. Кулиш и Д. Пильчиков, студенты университета А. Навроцкий, А. Маркович, И. Посяда, Г. Андрузский и А. Тулуб, помещик Н. Савич. По оценкам исследователей, около 100 человек поддерживали связи и дружеские отношения с членами общества.
Среди членов общества не было представителей крупной аристократии, его основу составляли ученые, писатели, дети средних или мелких землевладельцев. Кирилло-Мефодиевское общество было объединением романтиков, вдохновленных национальной культурной идеей. Как и члены подобных кружков в других странах, они искали историческую миссию своего народа в мировой истории – и находили ее в особом демократизме.
Итак, тайное общество, основанное по инициативе Н. Костомарова в декабре 1845 - январе 1846 года, просуществовало недолго (разгромлено весной 1847), но результаты его деятельности существенно повлияли на национальное возрождение и политические настроения в Европе.
Как свидетельствуют отечественные ученые, исследуя деятельность Кирилло-Мефодиевского общества и политические взгляды его участников стоит отметить, что оно не успело начать активной работы, подготовив лишь ряд программных документов и определив основные цели и задачи своей деятельности, поскольку студент Киевского университета Петров были уличен в результате доноса.
Одной из предпосылок возникновения общества было то, что период его создания был связан с эпохой революционного пробуждения народов России под влиянием восстания декабристов и зарождения как в самой стране, так и в Европе национально-освободительных движений, вылившихся в буржуазно-демократические революции 1848-1849-х годов во:
- Франции;
- Германии;
- Австрии;
- Венгрии;
- Италии;
- Польши.
Кирилло-Мефодиевское общество в своей программе предусматривало глубокие социальные, политические и культурные преобразования в масштабах всего славянского мира, направленные на объединение всех славянских народов в единое федеративное государство и уничтожение самодержавно-крепостнического строя. Общество ставило своей задачей перестройку общества на основе христианского учения о свободе, справедливости, равенстве и братстве путем осуществления ряда реформ:
- социальные (ликвидация крепостничества и уравнивание в правах всех сословий;
- национальное уравнение в правах всех славянских народов в отношении развития национального языка и культуры;
- распространение образования в народных массах;
- объединение всех славян в духе славянофильства в федеративном государстве.
Культурно-просветительская и научная деятельность Кирилло-Мефодиевского общества
Важное значение имела культурно-просветительская и научная деятельность. Деятели Кирилло-Мефодиевского общества выступали активными борцами за развитие и утверждение национального языка и культуры; пропагандировали просветительские идеи и опыт других славянских народов, способствовали государственному единению народов и взаимообогащению культур.
Говоря непосредственно о самих исследованиях Кирилло-Мефодиевского общества, стоит выделить три главные стадии его развития – фольклорно-этнографическая, литературная (культурная) и политическая.
На первой стадии, фольклорно-этнографической, ученые пытались подтвердить идею отдельности, они занимались историческими документами, этнографическими экспонатами и фольклором.
На второй стадии, литературной или культурной, они занимались борьбой за применение украинского языка в литературе и образовании, пытаясь как расширить его сферы применения для возрождения национального духа народа.
На третьей, политической, стадии ученые организовали и укрепляли политические организации с целью защиты своего интереса и ведения активной борьбы против угнетателей.
Своей активной пропагандой идей славянского единства и стремлением к созданию общеславянской демократической федерации кирилло-мефодиевцы способствовали утверждению интернационального сознания народов. Члены тайного братства в своих программных документах ставили задачу перестроить общество на принципах христианства, ликвидировать крепостничество, распространять образование и объединить все славянские народы в одну федерацию, в которой каждый народ сохранил бы свою внутреннюю свободу.
Все славянские народы имели бы право свободно развивать свою культуру и язык.
Одним из активных участников общества был Николай Гулак. Н. Гулака принято считать лидером радикального крыла Кирило-Мефодиевского общества, которое выступало за решительные действия в деле ликвидации самодержавия и крепостничества. После разоблачения общества на следствии он пытался взять на себя максимальную ответственность. По приговору получил самое большое наказание – три года заключения в одиночной камере Шлиссельбургской крепости и дальнейшую ссылку на пять лет в Пермь. Он занимался педагогической деятельностью, являлся автором ряда работ по истории, филологии, философии, математике, истории литературы, переводов с грузинского и азербайджанского языков.
Своеобразным идейным антиподом умеренной позиции Н. Костомарова в Кирилло-Мефодиевском обществе были взгляды Тараса Шевченко, которого исследователи традиционно, вместе с Н. Гулаком и В. Андрузским, причисляют к так называемому «радикальному крылу организации. Тарас Шевченко много времени и сил уделял работе Кирилло-Мефодиевского общества. За активное участие и прогрессивные идеи он был осужден на 25 лет солдатчины в связи с разоблачением деятельности Кирилло-Мефодиевского общества.
Рисунок 1. Тарас Шевченко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В показаниях одного из тогдашних студентов Киевского университета четко указывается знакомство Т. Шевченко с программными документами общества и пропаганда его идей.