Общее понятие о происхождении человеческого языка
Возникновение языка относится к временам глубокой древности и датируется приблизительно несколькими сотнями тысяч лет до нашей эры. В данном вопросе нельзя назвать какой-либо конкретный отрезок времени – формирование языка происходило в течении многих тысячелетий по мере развития человека и человеческого общества.
В связи с этим в настоящее время вопрос о происхождении языка относится к числу гипотетических. Современное языкознание не располагает необходимыми фактами, которые бы смогли подтвердить ту или иную теорию происхождения языка. И вряд ли когда-нибудь будет накоплено достаточно материала для создания научно аргументированной и подтвержденной конкретными примерами теории происхождения языка.
Исследователь, который занимается вопросами происхождения языка человека, вынужден обращаться к косвенным аналогиям, которые могут дать некоторое представление о возникновении и развитии языка только в самом общем виде. В первую очередь, к ним следует отнести язык, который используется обезьянами и, возможно, обладает сходством с одним из ранних этапов развития человеческого языка. Кроме того, серьёзный интерес представляют разные патологические явления, связанные с потерей речи, а также – при определённых благоприятных условиях – её обретением.
Для решения вопроса о происхождении языка имеет смысл обратиться к гипотезе Р.О. Якобсона, которая раскрывает связь между развитием языка у ребёнка, у больного афазией и развитием человеческого языка в целом. Материал данной гипотезы считается в современной лингвистике исключительно ценным.
Якобсон благодаря выявленным закономерностям в развитии детской речи и речи больного афазией сделал следующие предположения. Во-первых, в некоторых компонентах языковой системы (в частности, грамматических категорий, последовательности усвоения звуков, семантических типов лексических единиц, синтаксических моделей) существует жёсткая закономерность. А во-вторых, развитие человеческого языка состоит из тех же этапов, что и язык отдельного человека, но только в сильно сокращённом варианте. Стоит отметить, что последний тезис является ничем иным, как одной из многочисленных научных гипотез о происхождении языка.
Все существующие с античности и до настоящего времени суждения о языке можно разделить на две группы:
- донаучные гипотезы, которые опираются на произвольные аналогии и предположения и по своему содержанию ничем не отличаются от разного рода легенд и мифов;
- научные гипотезы, которые основаны на определённых научных теориях, разработанных в гуманитарных или естественных науках.
Классификация гипотез о происхождении человеческого языка
Американский антрополог Гордон Хьюз предложил интересную классификацию существующих в языкознании гипотез о происхождении языка, в которой были выделены следующие двенадцать групп подобных теорий:
- восклицания, или пух-пух-теория (здесь и далее эти теории названы соответствующими звукоподражательными обозначениями);
- звукоподражания, или ономатопея, - боу-воу-теория;
- имитация звуков, которые производились предметом при ударе по нему, или дин-дон-теория;
- пение за работой, или ю-хи-хоу-теория;
- жестикуляция ртом, или та-та-теория, согласно которой движения челюсти, губ и языка имитируют движения рук, плеч и других частей тела;
- теория детского лепета, которая основана на наблюдениях за сходством булькающих звуков, издаваемых ребёнком, пускающим пузыри, и аналогичными звуками в природе;
- теория соглашения, по которой люди добровольно договариваются о создании языка для совершенствования своей общественной жизни;
- божественная, или сверхъестественная, согласно которой язык имеет божественное происхождение;
- теория инстинкта, согласно которой язык является врождённым свойством человека и обретается им на определённом уровне эволюции его познавательных способностей;
- коммуникативная теория, в рамках которой язык рассматривается как естественный результат общественной жизни людей, удовлетворяющим потребности общения;
- «мутационная» теория, по которой язык стал следствием случайного биологического события;
- теория жестов, по которой начальным средством сознательной коммуникации были жесты, а устная речь возникла позднее.
Было бы уместнее приведённые выше теории происхождения человеческого языка назвать гипотезами. Это связано с тем, что нет достаточных оснований, чтобы придать данным догадкам статус «теорий».
Большинство из приведённых гипотез представляет не научный, а только исторический интерес (речь идёт о первых восьми гипотезах). На самом деле они не могут быть доказаны, потому что в пользу их состоятельности даже не были приведены более или менее убедительные аналогии. Эти гипотезы объединяет взгляд, согласно которому первобытный человек, овладевавший языком, не отличался от современного человека. Предполагается, что у первобытного человека уже сформировались такие же органы речи и интеллект, как и у современного человека. Осталось только «нагрузить» их определёнными звуковыми комплексами, выражающими смысл.
Однако развитие человека и его языка характеризуется как непрерывное, постепенное и параллельное друг другу. В результате органы речи проходили процесс совершенствования до достижения ими современного уровня. В связи с этим отличие языка первобытного человека от современного языка соответствует отличию первобытного человека от современного.
Подтверждение других гипотез – теории инстинкта, коммуникативной теории, «мутационной» теории и теории жестов – в той или иной степени находят в данных современных гуманитарных и естественных наук. Именно эти гипотезы, в первую очередь, коммуникативная теория, получили в современной науке широкое распространение.
В настоящее время гипотезы о происхождении языка основываются на идеи о его социальной природе, согласно которой язык выступает в человеческом коллективе в качестве основного средства общения.
В заключении можно сделать вывод, что формулирование гипотез о происхождении языка позволяет найти решение (или пути к нему) для, как минимум, четырёх взаимосвязанных вопроса:
- каковы процесс и последовательность образования звуков человеческого языка;
- теоретически и практически возможное количество звуков в человеческом языке;
- определение исходных смыслов и их связи с выражением смыслов при помощи звуков;
- благодаря каким смыслам образовалось то многообразие смыслов, которое присуще современным языкам.