Общее представление о фонетике и её основных единицах – фонемах
Фонология – это дисциплина, занимающаяся изучением звуков человеческой речи с функциональной точки зрения, ее центральным понятием и основной единицей является фонема.
Фонема – это звук, который используется в языке для различения слов или их форм по смыслу. Именно по этой причине фонема участвует в формировании процесса коммуникации. Замена одного звука в речи может нарушить сам процесс общения.
В результате сравнения таких пар, как «дам – там», «дом – том», «дом – дам», «том – там», «томный – темный» можно сделать вывод, что «д – т», «о – а», «т – т'» используются для различения слов по смыслу. Значит, эти звуки являются отдельными фонемами. Таким образом, чтобы определить статус звука (является ли он фонемой или разновидностью фонемы) и выполняемые им функции, необходимо составить хотя бы одну минимальную пару. То есть надо подобрать два таких слова, которые различаются между собой только сопоставляемыми звуками: «жар – шар», «доска – тоска», «гора – кора», «бар – пар» и т.д.
Одна и та же фонема в конкретном слове может быть реализована в речи по-разному. Количество произносимых звуков является фактически безграничным. Данные экспериментальной фонетики свидетельствуют о том, что нельзя один и тот же звук воспроизвести так, чтобы он был идентичным своему прототипу. Поэтому количество звуков, которые произносятся в речи, может быть определено по-разному, в зависимости от того, как определяется звук – на слух или при помощи точных приборов.
Произношение звуков в процессе речевой деятельности
Произношение звука зависит от его положения в слове, от соседства с другими звуками. Так, есть различия в произношении звука /а/ ударного в словах «ал», «аленький», «пять». В первом слове этот звук произносится как гласный среднего ряда, широкий, во втором – более передний и более узкий, а в последнем слове – самый узкий, передний.
Неодинаково звучат в разных позициях даже сонорные согласные – /м/, /н/: «мал – сам – ампула», «наш – он – тонко». Наиболее отчётливо произносятся эти звуки в первых словах («мал», «наш»), на конце слова после гласной сонорные произносятся с ослабленной артикуляцией, а после глухих согласных возможны глухие сонорные.
Изменения в произношении в зависимости от позиции в большей или меньшей мере свойственны всем гласным и всем согласным.
Видоизменения фонемы в зависимости от положения в слове называют аллофонами или вариантами.
Выбор того или иного аллофона – конкретного представителя фонемы – обусловлен её положением в слове. Для гласных существенно, находится ли данная фонема после мягкого согласного или после твердого, между мягкими или между твердыми, после твёрдого перед мягким и т.д. Аллофоны обычно произносятся автоматически, неосознанно, их употребление не связано со смысловыми различиями слов и их форм. Поэтому говорящие, как правило, не замечают аллофонов. Только при фонетическом анализе обнаруживаются различия между разными вариантами той или иной фонемы, например, между «э открытым» и «э закрытым» в словах «шеф» и «тень», «н» переднеязычным и заднеязычным в словах «нос» и «танк» и т.д.
Если затруднён подбор этих минимальных пар (или они вообще отсутствуют), то для определения функциональной нагрузки звука можно использовать и другой критерий, который был предложен Н.С. Трубецким. Этот критерий заключается в замене в слове одного звука на другой. Если в результате этой замены слово изменяется до неузнаваемости, то данный звук является самостоятельной фонемой. Например, при замене /ц/ на /ц’/ или /ч’/ на /ч/ в словах, которые содержат эти звуки, смысл слов не изменится кардинально. Образованные «слова» только приобретают неестественный «иноязычный акцент».
Другой результат получится, если в словах с твердыми /г/ и /к/, например, «год», «кот», эти же звуки заменить мягкими согласными – полученные «слова» становятся непонятными. Следовательно, /ч’/ и /ч/ – это варианты одной фонемы, как и /ц/ и /ц’/, в отличие от /г/ и /г’/, /к/ и /к’/, которые представляют собой отдельные фонемы.
Особенности различения фонем и аллофонов
Фонема обладает известной фонетической независимостью и поэтому может употребляться в разных позициях. Аллофоны, наоборот, закреплены за определённой позицией и зависят от окружающих звуков. Так, звуки /н/ и /н’/ – отдельные фонемы не только потому, что им присуща смыслоразличительная функция и они образуют минимальные пары («нос – нёс», «дном – днём»), в которых замена одного звука другим ведёт к изменению смысла. Эти звуки являются отдельными фонемами и потому, что они обладают известной самостоятельностью и могут употребляться в нескольких позициях:
- в начале слова;
- в конце слова;
- после согласных;
- перед согласными;
- перед гласными и т.д.
Выбор /н/ или /н’/ зависит не от позиции, а от их смыслоразличительной функции.
Приведённые способы, при помощи которых можно отграничить фонему от аллофона – подбор минимальных пар или определение возможности того или иного звука искажать слово до неузнаваемости – не всегда оказываются эффективными. Для некоторых звуков трудно подобрать минимальные пары. Например, по твёрдости / мягкости для «д – д'», «з – з'», «с – с'».
Более надежный способ решения этого вопроса – определение возможности сопоставляемых звуков использоваться в одной и той же позиции. Так, согласные /д/ и /д’/ близки по своему звучанию. Различаются они только по одному признаку: по твёрдости / мягкости. Для звуков, различия между которыми минимальны, как в случае /д/ и /д’/, необходимо привести доказательства, подтверждающие или опровергающие высказанное предположение, т.е. является ли мягкий согласный отдельной фонемой или аллофоном соответствующего твёрдого согласного.
Ответ на этот вопрос можно получить, проведя анализ сочетаемости твёрдых и мягких согласных с гласными. Заметим, что сочетаемость звуков определяется только в составе исконно русских слов. Сочетаемость в заимствованных словах не учитывается, так как они сохраняют некоторые фонетические особенности своего исконного звучания.