Теоретический и практический аспекты понимания культуры речи
Функции культуры речи – это комплекс ролевых отношений, складывающихся в пределах культурной коммуникации.
Культура речи, опираясь на достижения языковой культуры, включает в себя:
- во-первых, безусловное соблюдение (устно и письменно) норм литературного языка,
- во-вторых, речевое мастерство говорящего или пишущего.
Изучение языковых средств отдельными людьми или определенными общественными группами (с коммуникативной целью), несомненно, относится к сфере массовых коммуникаций.
Высокая культура речи связана с культурой поведения, с воспитанием патриотических стремлений каждого человека, с превращением населения России в ее народ, в нацию.
Понятие «культура речи» имеет теоретический и практический аспект, который не может быть исчерпан никогда, потому что проявляется каждый раз для каждого говорящего.
Культура речи в теоретическом аспекте – это лингвистическая отрасль филологической науки, которая исследует речевую жизнь общества в определенный период его существования и устанавливает на научной основе нормы пользования языком как основным средством общения.
В практическом разрезе понятие «культура речи» рассматривается как качество речи, которое реализуется в процессе речи и ситуации речи.
Культура речи близка к стилистике речи, которая изучает своеобразие состава и функционирования отдельных конкретных форм речи в практической речевой деятельности. Культура речи оценивается и с позиции функционирования стиля речи (его словаря, синтаксической организации, диапазона экспрессивности). Стилевой диссонанс резко снижает уровень речевой культуры, поэтому смешивание стилей недопустимо.
В настоящее время культуру речи рассматривают также как стремление к духовному возрождению народа. До сих пор ученые ограничивались, в основном, освещением коммуникативных функций культуры речи. И конечной целью усвоения культуры речи должно быть повышение интеллектуального, мировоззренческого, духовного развития личности.
Уровень речевой культуры народа зависит от его осведомленности с национальным искусством, историей языка. Культура речи формирует запас знаний; мировосприятие, миропонимание человека; любовь к родному языку; стремление к самосовершенствованию; желание впитывать в себя то, что веками вырабатывало человечество.
Соответственно, основная задача культуры речи заключается в формировании речевых умений и навыков, необходимых для производственной и общественной деятельности, самостоятельной работы над повышением своего культурного уровня и профессиональной подготовки.
Одним из путей ее решения является развитие речи, связанный с обучением не только непосредственно культуры речи, но и других дисциплин, формированием коммуникативных умений и навыков, необходимых для овладения различными типами речи, культурой общения.
Обучаемые должны научиться свободно владеть языком, который функционирует в двух формах – устной и письменной. В этом случае стоит отметить, что подъем культуры устной и письменной речи является одной из самых актуальных проблем, которая стоит перед обществом. Так, Н. И. Жинкин отстаивает мнение о том, что «речь не является простой манифестацией языка».
Рисунок 1. Н. И. Жинкин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Многофункциональность как определяющая черта культуры речи
Вслед за Р. Якобсоном, А. А. Леонтьев обращает внимание на такие факторы речевого акта:
- отправитель;
- получатель;
- контекст;
- код;
- контакт;
- сообщения.
Указанные факторы речевого акта приводят к обоснованию следующих функций культуры речи:
- эмотивная (функция грамотного выражения чувств и воли говорящего);
- конативная, то есть вокативно-императивная, или модальная;
- референтная (функция обозначения предметов внешнего мира);
- фатичная (функция установления контакта);
- поэтическая.
Можно заметить, что многие функции культуры речи перекликаются с аналогичными функциями языка и речи, поскольку они тесно взаимосвязаны.
Стоит указать на то, что культура речи позволяет формировать национальное самосознание. Так, одним из направлений комплексной программы формирования национального самосознания в России является именно руссоведческая основа всего процесса преподавания и соответствующий материал.
По словам и высказываниям, грамматическим формам и конституциям ученики и студенты должны чувствовать национальную специфику языка, языковую картину, созданную ментальностью русского народа. Такой подход к решению проблемы будет способствовать осознанию бесценного значение в жизни человека родного языка, в котором на генетическом уровне воплощается творческая сила народного духа, его надежды и тому подобное.
Помимо этого, культура речи позволяет расширять знания о самой культуре речи. Обогащение речи личности – это сложный внутренний процесс, который включает в себя восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление и т. д.
Воспитание культуры речи обеспечивает формирование самостоятельности, индивидуальных творческих способностей, интенсивной речевой практики во всех видах, жанрах, стилях и типах речи, превращает обучение в средство духовного обогащения и умственного развития, придает ему черты подлинного демократизма и гуманной направленности.
К важнейшим умениям, составляющих основу речевой компетенции как главной цели культуры речи, относятся:
- умение вести диалог, соблюдая требования речевого этикета в различных ситуациях;
- умение создавать устные монологические высказывания;
- умение адекватно воспринимать на слух диалог и монолог;
- сосредоточение внимания на осмыслении высказывания (темы, фактов, доказательств главного и второстепенного, логики изложения);
- умение создавать письменные тексты разных стилей и типов;
- умение пользоваться различными видами чтения.
Таким образом, культура речи – это показатель ее нормированности, что определяется общепринятыми нормами – орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, нормами правописания и стилистическими. О культуре речи говорят, если нормативно-регулирующий аспект, связанный с установлением правил пользования языковыми средствами, ориентирован на носителей языка.