Одними из основных разделов современного языкознания являются достаточно близкие и взаимосвязанные, но всё же самостоятельные научные дисциплины – фонетика и фонология.
Общее представление о фонетике
Фонетика – это раздел языкознания, который занимается изучением фонем (звуков речи), звукового строения языка и интонации, которая воспроизводится в процессе речевой деятельности.
Под звуковым строением языка, которое изучается фонетикой, понимают совокупность слогов, звукосочетаний и закономерностей соединения отдельных звуков в единую речевую цепочку.
Как правило, лингвистами принято считать, что непосредственным предметом фонетики является тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. Однако фонетика в отличие от остальных разделов лингвистики занимается не только чисто языковыми явлениями, но и материальной стороной своего предмета – фонетика изучает работу произносительного аппарата и соответствующих артикуляционных органов человека. Кроме того, исследуются акустические свойства звуковых явлений, которые проявляются в колебании волн окружающего пространства и их восприятие носителями языка.
Не считая древнеиндийскую лингвистику, которая занималась вопросами фонетики ещё в VI веке до нашей эры, впервые механизм образования звуков речи стал изучаться в Европе в XVII веке, что было вызвано необходимостью обучения в то время глухонемых. В XIX веке особое значение приобрела акустическая теория гласных, вклад в развитие которой был оставлен X. Кратценштейном и Г. Л. Ф. Гельмгольцем. Позднее появлялись работы, которые раскрывают учение о звуковой стороне языка как с физиологической, так и с лингвистической точек зрения.
Исследования, которые проводятся специалистами в рамках фонетики, могут быть условно разложены на четыре взаимосвязанных аспекта:
- анатомо-физиологический (артикуляционный) аспект фонетического исследования, который заключается в изучении фонем относительно процесса их создания;
- акустический (физический) аспект фонетического исследования, который заключается в изучении физических характеристик звука;
- функциональный (фонологический) аспект фонетического исследования, который заключается в изучении функций звуков в человеческом языке;
- перцептивный аспект фонетического исследования, который заключается в изучении восприятии слушающим речи.
В процессе проведения фонетических исследований специалисты обращаются к таким особым методам, как самонаблюдение, фотографирование, кино- и рентгеносъёмка, а также осциллографирование и другое.
Все фонетические единицы подразделяются на два вида: сегментные и суперсегментные единицы. Сегментные единицы, к которым относятся звук, слог, речевой такт, фонетические слова и фразы, можно выделить в потоке речи. К суперсегментным (интонационным) единицам относятся ударение, тон, темп и длительность, которые как бы накладываются на сегментные единицы.
Характеристика фонологии как одного из основных разделов языкознания
Фонология – это раздел языкознания, который занимается изучением структуры звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе.
Главной фонологической единицей является фонема, то есть минимальная смыслоразличительная единица языка, которая не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Основным же объектом фонологических исследований являются противопоставления / оппозиции фонем, которые в своей совокупности образуют фонологическую систему языка.
В языкознании нет единого мнения насчёт взаимоотношений фонологии и фонетики. С одной стороны, распространенно мнение, что фонология как учение о функциональной стороне звуков речи представляет собой только одну из составных частей фонетики, которая является учением о звуках речи. Однако с другой стороны, часть лингвистов во главе с Н. С. Трубецким и С. К. Шаумяном рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы языкознания.
Фонология и фонетика отличаются друг от друга тем, что предмет фонологии сводится к функциональному аспекту звуков речи, а предмет фонетики, в свою очередь, наряду с этим охватывает и её субстанциальный аспект, который включает в себя физический и биологический (физиологический) аспекты, в том числе артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим.
Фонема является основным понятием фонологии. Когда она проявляется в человеческой речи, то имеет место фон – конкретный отрезок звучащей речи, который обладает определёнными акустическими свойствами. Теоретически число фонов является бесконечным, однако на практике они распределены по разным фонемам. Фоны, которые принадлежат к одной фонеме, в языкознании принято называть аллофонами.
Понятие противопоставления (оппозиции) фонем играет в фонологии ключевую роль. Противопоставление (оппозиция) фонем представляет собой различие между ними, которое является существенным для смыслоразличения. Одной из самых известных классификаций оппозиций является следующая классификация:
- привативная оппозиция – это противопоставление, в котором одна языковая единица обладает указанным признаком, а другая — нет;
- эквиполентная оппозиция – это противопоставление, в котором обе единицы обладают логически равноправными значениями дистинктивного признака;
- градуальная оппозиция – это противопоставление, в котором языковые единицы различаются степенью проявления какого-либо свойства.
Не менее важным понятием фонологии является нейтрализация оппозиций, которая представляет собой неразличение элементов, обычно выступающих в противопоставлении.
В настоящее время в языкознании существуют несколько фонологических школ, каждая из которых имеет собственный взгляд на фонемы. В их число входят:
- Ленинградская фонологическая школа;
- Московская фонологическая школа;
- Пражская фонологическая школа;
- Американская фонология.