Зарождение исторических исследований философии языка
История философии языка – это область науки, которая занимается изучением закономерностей исторической эволюции философских подходов к рассмотрению феномена языка и связанных с ним объектов научного исследования.
Выделение философии языка из общего круга философских проблем связывают, прежде всего, с исследованием языковых систем в их историческом ракурсе. Она стала самостоятельной отраслью знания, которая существенно отличается от предметов исследования других наук.
В конце XVIII века появляется сравнительно-историческое направление. Его основные принципы:
- каждый язык имеет специфические свойства, которые отличают его от других языков;
- эти свойства исследуются посредством сравнения;
- сравнение языков позволяет обнаружить общий источник происхождения языков;
- отличие родственных языков может быть объяснено только их непрерывными историческими изменениями;
- во время исторических изменений звуки меняются быстрее, чем другие элементы;
- на основе главных элементов языка можно реконструировать в общих чертах схему предварительного общего языка.
Со второй половины XIX века обострились вопросы социальной детерминированности языка, общественных функций языков, коэволюции языка. Эти аспекты исследовались В. Дильтеем, В. Гумбольдтом, Ф. Шлейермахером и другими. В работах И. Бодуэна де Куртенэ, В. Гумбольдта, А. Мейо и других языковедов отмечалось, что в речевой деятельности есть две стороны – индивидуальная и социальная – причем, одну нельзя понять без другой. В ХХ веке возникает лингвистический структурализм в пределах общего течения структурализма.
В работах И. Бодуэна де Куртенэ, В. Гумбольдта, А. Мейо, Ф. де Соссюра и многих других языковедов отмечалось в основном на том, что в речевой деятельности есть две стороны: индивидуальная и социальная - причем, одну нельзя понять без другой.
Развитие истории философии языка в XX-XXI веках
Однако многие исследователи уверены, что философия языка как отдельная область научных знаний до 50-х годов ХХ века в основном ассоциировалась с лингвистическим структурализмом, затем – прежде всего с генеративной грамматикой и теорией искусственного интеллекта.
С 60-х и до середины 80-х годов прошлого века полным воплощением философии языка были следующие виды научных исследований:
- исследования языковых значений (различных аспектов содержательности);
- контекстного употребления языка и его элементного состава (работы Г.-П. Грайса, Д. Дэвидсона, Н. Малкольма, П. Стросона);
- осмысление иллокутивных интенций, заложенных в речевых актах (работы Дж. Остина, Дж.-Р. Серля, Д. Вандервекена) и импликатуры дискурса (концептуальные наработки Дж.-Р. Лича, Г. Парре).
В 60-х годах ХХ века вышел ряд знаковых работ, в основе которых находилось осмысление мировоззренческих оснований и содержательной иерархии «философии языка» – в частности:
- «Что такое речевой акт?» Дж.-Р. Серля;
- «Перформативы-констативы» Дж. Остина;
- «Вопросы теории порождающих грамматики» Н. Хомского;
- «Намерение и конвенция в речевых актах» П.-Ф. Строссона;
- «Значение говорящего, значение предложения и значение слова» Г.-П. Грайса;
- «Философская релевантность языковой теории» Дж. Катца.
Резонансная проблематика аналитической философии и философии лингвистики освещена в книге Ю. Хартнака «Язык и философия». В частности, рассмотрены аспект значений языковых выражений в различных контекстах, интенциональности речевых актов, роли и инструментальных особенностей языка в процессе восприятия мира и тому подобное.
Дж. Ламарк указывает на то, что предметное и системное оперирование ключевыми аспектами философии языка началось лишь в 70-80-е годы ХХ века в результате смещения исследовательских акцентов Оксфордской и Кембриджской школ из сферы лингвистической философии к собственно философии языка – то есть к проблематике значений, репрезентации, закономерностей и особенностей усвоения знаний.
В конце 80-х годов ХХ века философия языка начала все больше ассоциироваться с когнитивными направлениям исследований. Когнитивная переориентация в 80-х - середине 90-х годов ХХ века показала переход от философии языка к философии сознания.
Если в 60-е годы ХХ века была предпринята попытка определения предмета философии языка в контексте аналитической философии, то уже в 70 - 80-х годах ХХ века философия языка начинает восприниматься как один из профильных направлений аналитической философии. Предметом исследования философии языка становится анализ понятий осмысленности / неосмысленности, истины, противоречия, побудительности, коннотации и тому подобное. Однако, аспект сущности языка и его природы фактически остался на периферии этой сферы знаний.
На Западе методологические проблемы языкознания изучали Г. Фреге, Б. Рассел, К. Айдукевич, Н. Хомский и др. Именно это направление исследований можно представить философией лингвистики и определить как раздел метатеории, объектом которой является не столько язык как таковой, сколько наука о языке.
Концептуальный подход к языку как теории речевого воздействия был основан Джоном Остином, который считал, что минимальной единицей человеческого общения является не предложение, как это традиционно подается в школьных и вузовских грамматиках, а речевое действие, то есть осуществление определенных актов (вопрос, приказ, извинения, назначения на должность, успокоения, поздравления и т.д.).
Рисунок 1. Джон Остин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мартин Хайдеггер обозначил сущность и природу языка как пространство мысли и дом бытия. Такой функциональный статус языка делает его маркером, который подчеркивает содержательную сущность человека. По словам М. Хайдеггера, язык – это «место встречи» человека с бытием. Именно в этом и заключается сущность языка как «экзистенциального», онтологического определения человеческого бытия.
Следует заметить, что выражение «язык как пространство мысли» приобрело признаки концептуальной метафоры, которая иллюстрирует когнитологическое определение языка. По мнению П. Бурдье, если речь господствует над философом, а не философ над языком, если слова играют с философом, вместо того, чтобы философ играл со словами, тогда игра слов и является языком бытия, то есть онтологии.
В настоящее время философия языка практически потеряла предметную целостность: приходится констатировать наличие многих ответвлений философии языка с разной исследовательской проблематикой.