Лингвистическая философия Витгенштейна
Философия языка – это изучение языка с точки зрения его сущности, происхождения и выполнения им функций в человеческом обществе, в развитии культуры.
Значительный вклад в развитие философии языка принадлежит австрийскому философу и логику, Людвигу Витгенштейну. Он родился в Вене 26 апреля 1889 года. Являлся представителем школы аналитической философии. На Западе считается одним из выдающихся философом 20 столетия. Много лет преподавал в Кембриджском университете.
Для философии 20 столетия характерен лингвистический поворот, который по большей части был осуществлен благодаря аналитической философии языка, разработанной Витгенштейном. Его исследования были в центре философских изысканий того времени.
Самыми известными работами Людвига Витгенштейна считаются:
- «Логико-философский трактат»;
- «Голубая книга»;
- «Коричневая книга»;
- «Философские исследования».
Первая работа считается результатом раннего периода творчества Витгенштейна, остальные – итогом позднего периода.
Ранний период творчества
В 1921 году Витгенштейн написал свою первую известную работу – «Логико-философский трактат», который можно назвать пособием по логическому позитивизму, то есть по неопозитивизму.
Структура «Трактата» состоит из 7 афоризмов, которые сопровождаются широкой системой поясняющих предложений. Содержание «Трактата» состоит из теории, которая предлагается философом как решение основных проблем философии через призму отношения языка и мира, являющиеся центральными понятиями всей философии Витгенштейна.
В «Трактате» язык и мир противоположны друг другу: язык отражает мир, благодаря идентичности логической структуры языка онтологической структуре мира. Мир представляет собой совокупность всех существующих фактов (а не объектов, как считается в большинстве философских школ). Объекты, обладая набором свойств (логической формой), вступают во взаимоотношения, и тем самым образуют простые или сложные факты.
Простые факты в языке описываются простыми предложениями, которые являются простейшими языковыми единицами. Соответственно, сложными предложениями описываются сложные факты. Весь язык представляет собой полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Кроме того, язык допускает описание возможных фактов. Таким образом, язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. А предложения, которые нарушают законы логики или не относятся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными (например, метафизика, этика, эстетика).
Однако Витгенштейн вовсе не желал таким образом обесценить волновавшие его самого сферы, хотя он утверждал бесполезность в них языка. Свой «Трактат» он закончил афоризмом «О чем невозможно говорить, о том следует молчать».
Этот последний постулат был негативно воспринят австрийскими философами, для которых «Трактат» стал настольной книгой. Они развернули программу, в которой «бессмысленное» стало тождественным «подлежащему элиминации». В главную очередь именно этот факт побудил Витгенштейна пересмотреть свою философию.
Поздний период творчества
В поздний период своего творчества мировоззренческие позиции Витгенштейна существенно изменились. Вышедшая в свет посмертно в 1953 г. работа "Философские исследования" предлагает новый подход к анализу языка. Этот подход нашел большое число сторонников среди современных философов, встал в центре курсов философии, преподающихся во многих современных английских университетах, и, тем самым, дал начало лингвистической философии.
В "Исследованиях" Витгенштейн подверг резкой критике "традиционное" понимание языка, которому он сам отдал дань в "Логико-философском Трактате".
В результате критического пересмотра своих старых идей Витгенштейн представил комплекс новых идей, заключающихся в понимании языка как подвижной системы контекстов, «языковых игр», в которых проявляются противоречия, связанные с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться путём прояснения последних. Поэтому в качестве задачи философии выдвигается прояснение правил употребления языковых единиц и устранение вышеупомянутых противоречий.
Скорее философию позднего Витгенштейна можно охарактеризовать не как теорию, а как совокупность методов и практик. По его мнению, только таким образом может выглядеть дисциплина, вынужденная регулярно адаптироваться к своему меняющемуся предмету.
Дело в том, что постулирование соответствия между именем и его значением не является очевидным. По мнению Витгенштейну, значение слова определяется не тем, что они обозначают, а их употреблением. Это связано с тем, что одно и то же слово в интерпретации разных людей может означать абсолютно разные объекты. Равнозначность слова и объекта выполнялось только в случае чего-то известного, устойчивого. Но как раз-таки не всегда объект известен людям.
Влияние идей Витгенштейна
Идеи Витгенштейна имеют большую значимость. Однако их толкование представляет большую трудность. Существует значительный разброс мнений и оценок по отношению как к его ранним трудам и воззрениям, так и к его позднему периоду творчества.
Вопросы и темы, которые были поставлены и развиты в трудах Витгенштейна, и предложенный им новый способ философствования во многом определили характер современной западной (в частности, англо-американской) аналитической философии. Были осуществлены попытки сблизить идеи Витгенштейна с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией. Современные западные публикации содержат многие тексты из его обширного рукописного наследия.
Творчество Витгенштейна можно охарактеризовать как масштабное и глубокое. Витгенштейн:
- проанализировал языковую практику;
- констатировал близость научных предложений и предложений повседневной жизни;
- выделил конструктивный, творческий характер языковых игр;
- критически рассмотрел догматические идеи о соотношении субъекта и объекта, языка и реальности.
Однако имеются и критики идей Витгенштейна, которые ставят ему в вину неправильность сведения всей сферы человеческой жизни к языковой практике, пренебрежительное отношение знаний общества об объективной реальности как таковой и, как следствие этого, выражение агностических мнений, игнорирование связи между субъектом и объектом.
Ежегодным мероприятием стали Витгенштейновские симпозиумы, которые проводятся в австрийском городе Кирхберг-на-Векселе и собирают философов и ученых со всего мира.