Место В. фон Гумбольдта в философии языка
Философия языка Гумбольдта – это совокупность философских идей известного немецкого языковеда относительно языка как особого явления.
Гумбольдтианство как лингвофилософское направление исследований сформировалось благодаря трудам немецкого мыслителя и языковеда конца XVIII - начала XIX в. Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835 гг.).
Рисунок 1. В. фон Гумбольдт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Трудов В. фон Гумбольдта по проблемам языкознания немного, однако в историю науки он вошел, прежде всего, как языковед-теоретик. Именно его считают основателем теоретического языкознания. Ученый обосновал формирование общего языкознания как отдельной дисциплины.
Гумбольдт был первым исследователем во XIX ст., который предпринял попытку осмысления всего языковедческого материала и сформировал фундаментальные положения метода и философии языка.
Круг лингвистических интересов В. фон Гумбольдта был широким и охватывал:
- европейские языки;
- баскский язык;
- санскрит;
- китайский язык;
- маланезийско-полинезийские языки
- индейские языки Северной Америки.
Среди важнейших лингвистических работ В. фон Гумбольдта можно назвать: «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» (1820), «О буквенном письме и его связь со строением языка» (1824), трехтомник «О языке кави на острове Ява» (издана посмертно в 1836-1840 гг.). В теоретическом введении к этой работе «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» ученый изложил свою теоретическую концепцию, создал собственную философию языка. Эта работа произвела существенное влияние на развитие языкознания и считается одним из самых выдающихся достижений мировой философии языка.
Теоретико-методологической основой концепции философии языка Гумбольдта является антропологический подход к языку, согласно которому изучение языка следует осуществлять в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью.
В. фон Гумбольдт рассматривал сознание как особую первооснову, которая не зависит от материи и развивается по своим законам. Применяя это положение к определению сущности языка, он пишет о том, что язык есть душа во всей ее совокупности. Она развивается по законам духа. В то же время дух народа можно узнать только благодаря языку. Язык отражает своеобразные и тончайшие признаки народного духа.
Значительное влияние на лингвофилософскую концепцию В. фон Гумбольдта имело учение Канта о противоречиях (антиномии) чистого разума. Языковед показывает, что попытка разума дать ответ на вопрос о том, что такое язык, приводит к проявлению антиномий, которые, характеризуя язык с различных, иногда противоположных сторон, раскрывают самую сущность языка в сложном переплетении её признаков.
Опираясь на идеи тождества духа и природы, её постоянного развития, концепцию абсолютного разума Ф.-В, Шеллинга, а также положение Г.-В.-Ф. Гегеля о мышлении как независимой от человека объективной сущности, основе всего сущего, о первоначальном тождестве мышления и бытия, Гумбольдт говорит о языке как деятельности духа и мышления. Дух содержит отпечаток материи; язык - материальное воплощение духа.
В. фон Гумбольдт разделял идеи И. Гердера относительно природы и происхождения языка, взаимосвязи между языком, мышлением и «духом народа».
Теоретико-методологические особенности концепции философского осмысления языка в работах В. фон Гумбольдта
Способ исследования немецким мыслителем самых разных аспектов языка, глубина и сила его аргументации утверждают, что он выработал метод, с помощью которого можно подойти к первоначальному единству языка, мышления и феноменов культуры, заложив тем самым лингвистические основы для объединения наук о культуре.
Современная российская лингвистка В. Постовалова выделяет следующие признаки философской концепции языка В. фон Гумбольдта:
- синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка и человека: язык определяется им как организм духа и как его самодеятельность;
- видение объекта как внутренне противоречивого, антиномичной природы языка (диалектический подход);
- онтологически объект рассматривается как определенная целостность, хотя методологически допускается определенный аналитизм (системно-целостный взгляд на язык);
- приоритет динамического, процессуального подхода над структурно-статическим; приоритет описания живой речи над структурой языка;
- понимание языка как организма, который сам порождает себя;
- приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык;
- сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков и языка как общего достояния человечества;
- сопоставление языка с другими видами духовной деятельности человека, прежде всего с искусством;
- сочетание философско-абстрактного взгляда на язык с детально-научным подходом к ее изучению.
В целом метод Гумбольдта можно квалифицировать как лингвофилософскую антропологию. Ученый, опираясь на данные языка, культуры, истории и других науках, мечтал о создании сравнительной антропологии. Он был убежден, что с помощью языка можно узнать всём богатстве мира в его единстве.
Важно указать на то, что в концепции Гумбольдта речь неотделима от культуры. Она тесно связана с духовным развитием человечества, отражает развитие культуры.
Учение Гумбольдта о языке как мировоззрении народа тесно связано с положением о его творческом характере и энергической сущности. Язык, по Гумбольдту, – живая деятельность человеческого духа, единственная энергия народа, которая происходит из глубин человеческого естества и пронизывает всё его бытие.
Понимание языка как энергии было качественно новым в науке о языке и в лингвофилософии. Формой существования языка в таком аспекте рассмотрения становится развитие.
Если язык – это энергия, то его можно рассматривать как организм, который вечно себя порождает.
Одним из наиболее ярких идей лингвофилософской концепции Гумбольдта является идея тождества языка и народного духа. Понятие «народный дух» Гумбольдт толкует в контексте выявления условий и причин различий языков.
Опираясь на положения о тождестве языка и духа народа, Гумбольдт формулирует важный тезис о том, что язык – это мировоззрение народа и, соответственно, каждого из его членов. Именно это положение стало основой гумбольдтианства XIX в. и было возрождено в концепциях неогумбольдтианства в XX в.
Итак, В. фон Гумбольдту принадлежит особое место в истории языкознания и философии языка. Немецкий ученый выдвинул оригинальную концепцию сущности и природы языка, работал над многими фундаментальными проблемами, которые и сейчас находятся в центре научных дискуссий. Его деятельность высоко ценили выдающиеся языковеды и философы, поскольку способ рассмотрения ученым языка в широком контексте соответствует как требованиям науки о языке, так и философии. Гумбольдт первым в истории лингвофилософской мысли успешно осуществил попытку синтеза лингвистического и философского подходов к явлениям языка.