Понятие «философия языка»
Философия языка – это одна из исследовательских областей философии, которая занимается детальным рассмотрением феномена языка, проблемами его происхождения, функционирования и взаимосвязи с культурой, обществом и человеком.
Термин «философия языка» впервые вошел в научный оборот в немецкоязычном пространстве второй половины XVIII в. благодаря трудам таких философов, как Г.-К. Лихтенберг (1742-1799), И.-Г. Аман (1730-1788), И.-Г. Гердер (1744-1803), Г. Якоби (1743-1819), В. фон Гумбольдт (1767-1835). Именно в философских размышлениях и творчества этих мыслителей язык занимал ключевое место.
Однако в структуре современного гуманитарного знания (прежде всего логико-философского и лингвистического) статус философии языка до сих пор не определен.
Одни ученые считают философию языка отдельным направлением исследований живой человеческой речи (или специальных искусственных языков), другие – разделом философии, логики или лингвистики; смежной сферой исследований упомянутых наук; специальным подходом к языку в целом, его единицам и категориям в рамках методологии языковедческих исследований; анализом отдельных философских и лингвистических проблем и тому подобное.
Немало направлений современной философии позиционируют язык ключевым объектом своих исследований:
- с точки зрения феноменологии язык является знаковым выражением особенностей и эффективности работы сознания;
- герменевтика как искусство толкования видит в языке «аббревиатуру сущности», «дом бытия» и «дом человеческого духа» (М. Хайдеггер), «универсальную среду, в рамках которой осуществляется понимание» (Г.-Г. Гадамер);
- представители аналитической философии в языке находят неисчерпаемые ресурсы человеческого сознания и практики и т. д.
Впрочем, многочисленные эмпирические данные свидетельствуют о содержательной невыразительности, неопределенности и противоречивости практики словоупотребления философии языка и смысловых параметров этого терминологического конструкта. Объективно и закономерно это обстоятельство образует теоретико-праксеологическую проблему, которая требует рефлексивных усилий, решения посредством, прежде всего, философии.
Сущность языка с точки зрения философии языка
Переход от философской классики к периоду философии языка связан с изменением объекта исследования: вместо «идей» появляются лингвистические сущности. Субъект познания сдвигается на периферию познавательного процесса или вообще устраняется, а дискурс начинает рассматриваться как автономный. Ж.-Л. Нанси аргументировано отмечает, что философия как артикуляция логоса была субъектом полиса как пространства этой артикуляции, зато полис как совокупность логосов был субъектом философии как средства генерирования их общего логоса. Сам же логос приобретает сущность и смысл благодаря такой взаимности: он является общей основой сообщества, а сообщество – основой бытия.
Рисунок 1. Ж.-Л. Нанси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стоит отметить, что во временном диапазоне от Платона до Гумбольдта теория речи не разграничивалась на философию языка и лингвистику. В частности, до конца XVIII века лингвистика не была отделена от логики, а ее предметом (как части тогдашней логики и философии) считались конвенционально канонизированные способы выражения мысли.
Отделение лингвистики произошло в XIX веке. Этот шаг детерминирован генерированием эволюционного взгляда на язык, который позволил идентифицировать предмет лингвистики как самостоятельный предмет, отличный от предмета любой другой науки. В ХХ веке различные аспекты феномена языка рассматривались представителями следующих подходов:
- бихевиоризма;
- феноменологии;
- теории социального взаимодействия;
- неоструктурализма;
- герменевтики.
В частности, теория лингвистической относительности, обоснованная и представлена Э. Сепиром и Б. Уорфом, интерпретирует язык в виде своеобразного оптического фокуса, с помощью которого человек воспринимает действительность. В начале ХХ века приобрел популярность прагматичный подход (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, Ч. Джеймс) как концептуальное противопоставление структурализму, в соответствии с которым язык представлял собой замкнутую структуру, а также формальной грамматике Н. Хомского, согласно которой объектом лингвистической теории являются только языковые знания и языковая компетентность субъекта речи. Прагматический подход акцентировал внимание на конкретном субъекте речи в пределах конкретного коммуникативно-прагматического пространства.
В свою очередь, концептуалистское понимание языка как структуры разрабатывали И.-О. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр, а также исследователи Копенгагенского лингвистического центра Л. Ельмслев, В. Брьондал, Х. Ульдаль. С точки зрения этого мировоззренческого подхода, язык является универсальной системой, которой присущ мягкий детерминативний характер. Язык зарождается на уровне нейрофизиологических процессов индивида и распространяется на целых уровень глобальной коммуникации и взаимодействия. Основным системообразующим принципом языка возникает бинарная языковая оппозиция.
Помимо этого, одним из важнейших направлений интерпретации языка как философского понятия стала аналитическая философия. Философы-аналитики убеждены, что ни одна фундаментальная проблема человеческого бытия не может быть ни поставлена, ни решена без использования инструмента языка, без учета его роли в жизни человека и общества.
Возникает вопрос: чем отличается аналитическая философия от других философских течений? Во-первых, убежденностью в том, что философский анализ языка может привести к философскому объяснению мысли, а во-вторых, убежденностью в том, что это единственный способ достичь глобального объяснения. Эти два принципа-близнеца отмечены и логическими позитивистами, и Л. Витгенштейном в различных фазах его развития, и оксфордской философией «обыденного языка», и посткарнаповской философией в Соединенных Штатах, в том виде, в котором она предстает перед нами в трудах Куайна и Дэвидсона, хотя разница во взглядах этих двух авторов весьма существенная. Так, по мнению Л. Витгенштейна, философия не должна вмешиваться в фактическое употребление языка, она может лишь описывать его.
Надо признать, что как вышеупомянутые, так и в целом все мировоззренческие течения произвели существенное влияние на современную логику, лингвистику и философию языка.