Специфика детской речи
Термином «детская речь» называют особое сложное явление, которое включает в себя деятельность многих структур и проводящих путей центральной нервной системы, слухового, зрительного и двигательно-кинестетического анализаторов, мышц речевого аппарата ребенка.
Детская речь представляет собой предмет изучения такой области знания, которая находится на стыке языкознания, психологии, физиологии, когнитивной науки, социологии и философии. Она состоит из большого числа особенностей, определяемых свойствами мышления детей (например, особый синтаксис, образование нерегулярных форм по регулярным моделям, большое число звукоподражаний и др.).
Нужно сказать, что овладение языком детьми происходит неожиданно, непринуждённо и без каких-либо видимых усилий с их стороны. Над развитием детской речи работают не только лингвисты и логопеды, но и филологи и психологи. Поэтому, по мнению ряда лингвистов, в исследовании детской речи можно выделить следующие направления:
- изучение освоения родного языка ребёнком;
- исследование общих закономерностей освоения одного языка разными детьми;
- выявление общих закономерностей освоения разными детьми разных языков.
В настоящее время установлено, что этап развития детской речи заканчивается в 8-9 лет. Однако не все дети к этому времени полностью владеют речью как взрослые. Каждый ребенок формируется и начинает говорить в силу своего развития в определённом возрасте - кто-то из детей может заговорить в три года, а другой аж к шести-семи годам. Так что детскую речь нельзя подгонять под какие-то рамки правильного развития.
Безусловно, речь ребёнка кардинально отличается от взрослой на многих уровнях языковой системы. Так почему же, рождаясь, мы сразу не можем разговаривать и чётко выражать свои мысли как взрослый человек? А именно, произносить звуки, буквы, правильно связывать между собой слова, строить полноценные предложения в правильном числе, падеже и роде. Объяснение этого кроется в ограниченности умственных способностей детей. Они не рождаются со сложившейся речью. Однако потребность в общении и является движущей силой. Как всем известно, главная функция речи - коммуникативная. Речь используется людьми для обмена информацией и для общения друг с другом. Именно поэтому ребенок с первых дней своей жизни попадает в эту среду и медленно начинает изучать свой родной язык. Таким образом, именно язык выступает необходимым элементом подлинного человеческого общения и, следовательно, развития личности.
Этавпы становления детской речи
На первом году жизни общение ребёнка с родителями происходит на чисто эмоциональном уровне. Детская речь представлена в форме лепета и гуления. У ребёнка на этом этапе развивается слуховое и зрительное сосредоточение, а также вырабатываются реакции на своё имя и голос матери.
На следующем этапе развития речи ребёнок начинает использовать так называемые словопредложения. Если ребёнок что-то очень сильно хочет (например, какую-нибудь игрушку), то он издает звук или слово, которые так или иначе характеризуют этот предмет. По началу используются односложные словопредложения. Но затем могут появляться двух-, и даже трёхсложные. Относительно редко у некоторых детей может наблюдаться согласование форм глаголов с существительными.
Как правило, словарный запас ребёнка к концу второго года варьируется от одного до трёх сот слов, а уже на третьем году жизни он увеличивается в 3 раза. Детская речь начинает активно наполняться глаголами и местоимениями. Дети гораздо лучше воспринимают взрослую речь, что связано с тем, что родители приблизительно начинают читать своему ребёнку сказки, небольшие истории, кода ему исполняется примерно 3 года. Он уже начинает их более-менее понимать, может даже ответить на какие-нибудь вопросы по прочитанному его мамой. Однако голосовые связки ещё плохо развиты, поэтому ребёнок обычно либо говорит тихо, либо вовсе ещё не разговаривает.
Ребёнок на четвертый год своей жизни начинает употреблять собственную речь вне ситуации. Всё чаще встречаются беглая речь и словотворчество. Дети нередко выступают инициаторами общения. Для них характерным является более свободный и грамотный разговор, чему, в частности, способствует знание почти всех названий игрушек, одежды, посуды. На этом этапе в речи проявляется разнообразие всех частей речи. Обычно используются простые, распространённые предложения, но иногда встречаются сложные предложения. В то же время у детей остаётся стремление к укорачиванию длинных слов и совершению ошибок в ударениях.
Пятилетний ребёнок достигает определённых успехов в умственном и речевом развитии. Он предрасположен к монологической речи. К этому возрасту многие дети владеют всеми звуками родного языка, но наблюдаются также и отклонения от их норм. Ребёнок может определить, когда мама повышает голос, то есть её интонацию, а когда говорит ласково и любяще. Более того, он сам может использовать разные интонации в предложении, что говорит о развитом речевом слухе. В 6-7 лет отмечается всестороннее развитие речи, достаточно большой словарный запас. Многие дети уже хорошо читают книги и рассказы, начинает развиваться письменность. Безусловно, ребенок все еще допускает ошибки в речи при согласовании, но гораздо меньше, чем год назад.
К восьми-девяти годам речь ребёнка становится по своей точности, грамматике, структуре схожа с взрослой речью. Однако, как было упомянуто выше, эта структура развития детской речи относится не ко всем детям. Каждый человек индивидуален, поэтому и развитие детской речи происходит индивидуально.
Учёные до сих пор не смогли полностью познать уникальный процесс развития детской речи.