Теоретические основы языкознания
Языкознание – это наука, изучающая язык в целом и его многочисленные разновидности.
Языкознанием на профессиональном уровне занимаются специально подготовленные специалисты в этой сфере – ученые-лингвисты (термин произошёл от латинского слова «lingua», который переводится как «язык»).
Предметом языкознания выступают:
- человеческий язык вообще;
- существовавшие ранее языки;
- языки, существующие сейчас;
- потенциально возможные языки (то есть те, которые могут возникнуть в будущем).
Ученые-лингвисты лишены возможности непосредственно наблюдать за языком (это объясняется сущностными характеристиками языка). Поэтому под наблюдение попадают языковые явления – фактически произошедшие речевые акты носителей языка (их речи) и результаты этих актов (тексты, записи и т.д.). С помощью последних лингвисты способны исследовать мёртвые языки (то есть языки, на которых уже никто не говорит).
Лингвисты при изучении различных языковых явлений осуществляют определённый процесс их исследования. Во-первых, учёные наблюдают за речевыми актами. В процессе наблюдения регистрируют факты речи, которые затем более подробно описывают. На основе собранных материалов учёные выдвигают гипотезы, которые затем преобразуются в полноценные теории и модели. Следующим этапом является экспериментальная проверка сформулированных теорий и моделей, в результате которой они принимаются за истину или отвергаются.
Полученные теоретические знания впоследствии позволяют прогнозировать языковое поведение людей и их групп, а также объяснять природу и причины различных языковых явлений. Это может быть объяснено как внутренним (через языковые факты), так и внешним (через факты другой природы – социальные, психологические, физиологические и др.) причинами.
Субъектно-объектный состав языкознания довольно специфичен. Это проявляется в сложности отграничить субъект (мышление лингвиста) от объекта (изучаемый язык). А если изучается родной для лингвиста язык, то эта проблема только осложняется. Язык находит отражение в мышлении лингвиста, поэтому познание языка становится в некоторой степени самопознанием.
Процессы в современном языкознании
В настоящее время в языкознании можно выделить 5 основных процессов, протекающих внутри научной дисциплины:
- психологизация;
- популяризация корпусов;
- компьютеризация;
- распространение дискурсов;
- социализация.
Психологизация языкознания привела к возникновению его нового направления – когнитивного языкознания. Этот раздел образовался на соединении областей научного интереса языкознания и психологии. Поэтому когнитивное языкознание изучало связь между языком и человеческим сознанием.
Целью лингвистов данного направления языкознания являлось осознание механизма и способа использования людьми языка и речи для создания в своём создании определённых понятий, категорий, концепций и т.д. Кроме того, определяют роль языка в процессе познания людьми окружающего мира и степень отражения жизненного опыта человека в языке.
Наиболее важной проблемой выступает степень взаимовлияния и взаимозависимости языка и сознания. А повышенный интерес в современном когнитивном языкознании вызывает использование его достижений для анализа литературных текстов, что представляет собой отдельное научное ответвление – когнитивная поэтика.
В последнее время в языкознании фиксируют повышение популярности корпусов. Они представляют собой созданную для научного исследования совокупность текстов, с помощью которых может осуществляться поиск необходимых языковых явлений. Этот языковой материал, благодаря в первую очередь своей реальности, в наибольшей степени способствует исследовательским работам лингвистов.
Данное явление способствовало оформлению в конце прошлого века новой науки - корпусного языкознания. Впервые она появилась в Соединённых штатах Америки (в 1960-е гг.), а до Советского Союза она добралась только спустя 20 лет.
Компьютеризация, охватившая все сферы человеческой деятельности, достигла и языкознание. В последние годы в языкознании всё чаще и больше используются программы и компьютерные технологии. Это спровоцировало возникновение компьютерного (математического/вычислительного) языкознания, которое образовалось на стыке обычного языкознания и вычислительной техники.
Это направление языкознания занимается изучением компьютерного сленга, развитием компьютерного перевода, разработкой программ и приложений, основанных на использовании и анализе языка, голосового ввода и поиска информации, автоматическим анализом естественного языка, конструированием искусственных (технических) языков и др.
Одним из центральных понятий не только языкознания, но философии и семиотики является дискурс. Достаточно сложно точно и подробно определить этот термин. В самом простом виде дискурс можно определить как речь, рассуждение в связи с факторами окружающего мира. То есть помимо непосредственно речи он включает участников общения, их характеристики, место коммуникации, жесты, мимика, эмоции и т.д.
Для анализа этого комплексного взаимодействия разработали отдельную дисциплину – дискурсологию (теорию дискурса). Помимо языкознания она затрагивает вопросы психологии, этнографии, социологии, философии, стилистики и других наук. Дискурсология позволяет понять работу нашей речи в различных жизненных ситуациях, сущность процессов, протекающих в мышлении во время речи, влияние психологических и социокультурных факторов и т.д.
Социализация языкознания вылилась в новом его разделе – социолингвистике. Она занимается изучением взаимосвязи языка и общества. Эта взаимосвязь обычно выражается в национальных языках, фонетических особенностях социальных диалектов, взаимодействии языка и социальных ролей и др.
В настоящее время актуальными проблемами социолингвистики являются вымирание социальных диалектов и образование парных существительных женского рода, обозначающих женщин, от однокоренных существительных мужского рода, обозначающих мужчин (то есть образование феминитивов).