Проблема авторской воли в текстологии
Авторская воля – это воля к самовыражению в текстовой форме.
Авторский текст всегда должен учитывать авторскую творческую волю. Однако некоторые текстологические исследования проводятся без участия автора. Таким образом, при выборе основного текста длительное время выступал именно принцип последней авторской воли, которую связывали с последним прижизненным текстом.
Однако ведущие ученые-текстологи нередко высказывали сомнения относительно выбора в качестве основного текста последнее прижизненное издание. Подобные проблемные суждения можно найти у многих исследователей, которые в 1920-х годах отмечали, что в целом основной текст выбирается не механическим способом, а путем анализа написанного.
Известный российский текстолог Б. Лихачев отмечал, что после заседания текстологической комиссии Международного комитета славистов в Варшаве 1961 г. было признано необходимым отличать творческую волю автора от "нетворческой" и в дальнейшем принимать во внимание только последнюю авторскую волю, учитывая творческие изменения текста.
Одним из проявлений нетворческой воли автора были признаны цензурные вмешательства. Поэтому и оценка, необходимая для выбора текста художественного произведения, должна строиться на объективных сведениях относительно истории текста сквозь призму наиболее полной реализации художественного замысла автора. Такая позиция для тогдашней текстологии была достаточно прогрессивной, однако термин "нетворческая воля" представляется неудачным, особенно в применении к литературным произведениям.
Ведь воля автора нередко игнорировалась:
- насильственными редакторскими правкми;
- цензурными вмешательствами.
А так называемая "самоцензура" противоречила самой сути литературного творчества.
Видеть в работе животворящего силу красоты значит создавать прекрасное и вместе с ним улучшать окружающую реальность. Именно поэтому огромное значение в обществе придается развитию
- литературы;
- музыки;
- изобразительного искусства, где и воплощаются идеалы прекрасного.
В. Белинский отмечал, что в познании мира есть два пути:
- путь научного познания;
- путь познания средствами искусства.
Рисунок 1. В. Белинский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ученый говорит фактами, силлогизмами, и, понятиями, а писатель, художник - образами, картинами, но рассказывают они одно и то же. Экономист, вооружаясь статистическим данным, доказывает, что состояние того или иного социального слоя ухудшилось или улучшилось в результате тех или иных причин. Поэт показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателя.
Белинский часто подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше науки. Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственных ценностей. Литература является мощным средством духовного возвышения человека.
Чтением человек переживает века. Э. Хемингуэй отмечал, что книги действуют на сознание человека, на глубинные сферы его психики, и в то же время, влияют на развитие его духовности. Он сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой.
В автографе автора считывается его творческая воля. Немаловажно, что в научной литературе имеется тенденция к сужению семантического поля термина автограф до значений: книжная надпись автора, инскрипт. Среди писательских инскриптив немало прозаических или стихотворных миниатюр, их в литературоведении изучают как малую художественную форму и своеобразный литературнобытовой жанр.
Автографами могут быть текстовые документы вообще или рукописные вставки, авторская правка в рукописном, машинописном, печатном или иным способом изготовленном тексте, подпись автора. Тогда они уже лишены авторской творческой воли.
Автографические рукописи произведений - часто это документы в форме кодекса, в оправах или обложках, папкам, футлярах, на которых также могут быть автографические записи автора. В пределах материальной основы такого документа нередко встречаются и автографы, принадлежащие другим выдающимся лицам. Исследуя автографические творческие рукописи, текстологи пользуются терминами, которые становятся обязательными элементами научного описания документных достопримечательностей: черновой автограф, черновик-автограф, фиксирующий определенный этап работы автора над текстом, будучи одной из его редакций (важно учитывать при атрибуции); мелованный автограф - автограф, отражающий завершение авторской работы над текстом в целом или над одной из его редакций.
В современной текстологии требует объяснения соотношение терминов автограф, оригинал, уникум, или уникальный документ. Определение документа как оригинала не ограничивается значениями термин оригинал служебного документа и дубликат оригинала служебного документа. Термин оригинал документа употребляется в отношении документов различных видов и групп (по разным классификациям), и это не только рукописи-автографы. Именно в последних и может проявляться творческая воля автора.
Соответственно, текстолог должно пройти тропами всей истории текста, отразить в своем воображении (а не фантазии) весь ход его переделок. Читателю же остается подчиниться воле автора, отправиться в мир прекрасного и пока неизвестного произведения.
Исключительно велико значение искусства в познании окружающего мира, в развитии сознания, чувств, взглядов и убеждений человека. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни; но есть красота в душе араба». Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания искусства речи она не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств.
Задача автора - обеспечить необходимую эстетическую базу читателю, ввести читателя в огромный мир искусства слова и сделать его действенным способом познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Польза и вред конъектур
Однако вместе с этим, иногда приходится сталкиваться с проблемой конъектур или компилятивного текста. То есть летописные памятники могут быть составлены из фрагментов различных летописей или любой научный или литературный труд строится благодаря задействованию части чужих трудов.
С одной стороны, конъектуры помогают сохранять имеющиеся древние памятники, поддерживаемые определенной теорией об их взаимосвязи. С другой стороны, конъектуры паразитируют на авторской воле и творчестве.
Цель атрибуции текста
Стоит также отметить, что одной из задач текстологии как науки является атрибуция текста, то есть установление его автора. Она имеет иную задачу, нежели графологическая экспертиза, поскольку здесь не обращают внимание на технику выполнения текста: размер и размер букв, углы их наклона, пропорциональность разных участков листа, это можно объяснить тем, что иногда автор текста и его исполнитель могут быть различными людьми, и текст мог быть записанным по просьбе или принудительно. Авторство чаще всего определяется при существовании анонимных и псевдонимных текстов автора.