Ценность автографа в текстологии
Автограф – это произведение, выполненное рукой автора.
Книжные собрания и списки коллекций являются основной частью фондов документных памятников, которые создаются и хранятся в научных библиотеках, однако накапливается немало документов, принадлежащих к памятникам других видов и групп.
Среди самых ценных - автографические документы - разновидность рукописных памятников, или памятников письменности. Имеющиеся в библиотеках автографы - это не только отдельные документы, но и надписи на экземплярах изданий, других памятниках литературы.
Термин автограф употребляется в
- текстологии;
- палеографии;
- почерковедении;
- дипломатике;
- эпистологии.
Им активно пользуются теоретики и практики
- архивного, библиотечного и музейного дела;
- историки, в частности науки и культуры.
В широком смысле к автографам принадлежат все записи, то есть собственноручно написанные тексты, ведь исполняющими являются определенные лица, авторы записей, соответственно, их письма признаются произведениями. Однако в научной литературе этот термин используется только в случаях, когда есть возможность и / или целесообразность, необходимость установления автора записи, а если он известен, - когда этот факт имеет определенное значение для социума.
Научно некорректным и не соответствующим стилю научного языка, является определением термином «автограф» текста, написанного неизвестным (неустановленным) лицом, потому что информации об авторе записи, его социальной значимости нет. При информировании о таком документе в печатных каталогах и научной литературе употребляют слова рукопись, список и т.п. или приводят примечание: автор записи неизвестен.
В археографическом описании, научной литературе по рукописному тексту употребляют термин автограф, если он приобретает определенное значение - прежде всего, научное, историко-культурное. То есть если есть установленный факт или предположение по написанию его конкретным лицом - факт авторства записи или гипотеза об авторстве записи.
Таким образом, автограф, будучи источником в текстологии исторический или автографической достопримечательностью – это текст, записанный рукой человека, чьи жизнь и деятельности имеют особое социальное, в том числе научное, историко-культурное значение, и, соответственно, эта запись требует внимания, фиксации, оценки.
Такая потребность может возникать при атрибуции
- исторических документов;
- научных документов;
- литературно-художественных произведений;
- публицистических произведений.
Это важно для текстолога, историка, историка науки, литературоведа, историка журналистики) и при экспертизе документов в архивной, библиотечной и музейной сферах деятельности.
Например, в теории судебной экспертизы и в судебной практике, при выполнении задач экспертизы документа по содержанию и почерковедческой экспертизы и даже экспертизы ценности документа, термин автограф не употреблялся, вместо него использовались синонимичные словосочетания: документ, написанный рукой, собственноручно, а ныне доминирующей формулировкой стала рукопись, рукописный текст, запись, выполненная (далее отмечают полное имя исполнителя).
Автографы как текстовые документы, как знаковые системы могут быть буквенными, иероглифическими, цифровыми, нотными; "открытыми" и шифрованными. Среди видов автографического памятников стоит выделить рукопись-автограф (автографический манускрипт - автограф крупного и среднего текстового объема), надпись-автограф (автограф малого текстового объема) и подпись-автограф, или сигнатуру (автограф крайне малого текстового объема) - на официальном документе ( в частности, автограф правителя в рескрипте, его надписи на полях официальных документов), на списке собственного сочинения, машинописной или иным способом изготовленной копии собственного сочинения, на книге, копии статьи, на произведении изобразительного искусства, фото, афише, в альбоме, на других подарочных и мемориальных предметах.
Разнообразие печатных источников в текстологии. Сущность категорий «список» и «копия»
На книгах и брошюрах (рукописных книгах, которые являются автографическими, авторскими рукописями или списком произведений, на книгах, на экземплярах изданий) можно обнаружить инскрипт - дарственная надпись автора на титульном листе, на обороте титула, форзаце, обложке и т.п., а также авторские записи других видов и записи различных видов других лиц, в том числе собственнические, дарственные и памятные надписи на титульном листе, на обороте титула, форзаце, обложке и т.п., маргиналии - записи и пометки на полях, между строк и столбцов, которые приобретают значение автографов, если принадлежат известным и выдающимся лицам - владельцам книг и их читателям.
С античных времен известно об отношении к оригиналу, автографу как к уникальному, особенно ценному документу. Так, Страбон упоминает о Апелликопте, который заменял в архивах оригиналы важных актов копиями («География», XIII). Автографические оригиналы были украшением первых частных коллекций. Египетский царь Птолемей II Филадельф выкупил рукописи и библиотеку Аристотеля, а Птолемей III Эвергет приобрел оригиналы трагедий Эсхила и считал эти свитки самым дорогим сокровищем.
Крупнейшие частные коллекции исторических автографов были созданы во Франции, Великобритании, Италии, Германии, где эти раритеты собирали с XVI - XVII вв. В XVIII - XX вв. коллекционирование автографов различных видов приобрело системный характер, такие комплексы хранили во всех крупных универсальных библиотеках мира, начиная с королевских, национальных, академических и университетских, а также в специализированных отраслевых библиотеках. Автографический документ осмысливается как уникальный артефакт, как предмет, хотя бы частично отражает выдающуюся личность, ее общую культуру, о которой в определенной степени свидетельствуют и культура письма и особенности почерка.
По этой причине список, будучи рукописной или машинописной копией произведения, которая сделана с копии посторонним лицом, не связанным с автором не составлял уже большой ценности.
Та же самая участь ждала и копию как рукописную или машинописную версию текста произведения, воспроизведение которой сделано с автографа.