Понятие внешней торговли
Международная торговля в системе мирохозяйственных связей занимает свое, особое место. Несмотря на то, что в современных условиях основной формой экономических отношений является зарубежное инвестирование, международная торговля благодаря своему функционалу и масштабу, сохраняет исключительное значение в комплексе МЭВ. Она способствует опосредованию практически всех видов международного сотрудничества, включая также производственную деятельность разнонациональных субъектов.
Внешняя торговля - это торговля между любыми странами товарами или услугами, состоящая из оплаченных импорта и экспорта.
В свою очередь международная торговля – это форма обмена продуктами и услугами среди различных стран, связанный с общей интернационализацией хозяйственной жизни, интенсификацией разделения труда в условиях научно – технической революции.
Помимо товаров и услуг также возможна внешняя торговля и информацией, которая осуществляется в следующих формах:
- торговля товарами в случаях, когда информация является составной и неотъемлемой их частью;
- торговля интеллектуальной собственностью подразумевающая передачу информации в качестве передачи прав на объекты интеллектуальной собственности;
- в форме торговли услугами в иных случаях.
Виды внешней торговли
- Оптовая торговля;
- Торговля на фондовых биржах;
- Торговля на товарных биржах;
- Торговля на валютных рынках;
- Международные ярмарки.
По форме внешняя торговля может быть в виде торговли товарами и услугами, инвестирование (форма движений капиталов), информационно технологический обмен, а также валютно-расчётная система.
По организационным формам внешнеторговые операции бывают бартерными (представляют собой обмен товарами, услугами, интеллектуальной собственностью), проходить как внешние закупки (когда продавец обязуется встречно закупить товары в стране покупателя), компенсационные сделки (взаимная поставка товаров), выкуп устаревшей продукции, а также операции на давальческом сырье.
Основными признаками внешней торговли являются международное разделение труда и обмен, которые подразумевают связь между производством и потреблением отдельных стран.
В свою очередь, обособленность участников торговли определяет соответствующий товарно-денежный характер отношений. Конкуренция ВТ имеет более высокий уровень, чем на национальных рынках, а операции купли – продажи носят систематический характер. В параллели с мировыми товарными рынками существует рынок финансовый, а также международная финансовая система.
Всё это предполагает как собственную инфраструктуру, так и специальные институты. Внешняя торговля подвержена монополизации, которая возможна как по линии концентрации производства, так и по линии сбыта. Также Внешняя торговля не является свободной от государственного регулирования.
Методы внешней торговли
Внешняя торговля характеризуется следующими методами:
- Прямой – осуществление торговых отношений непосредственно между продавцом и покупателем или между производителем и продавцом;
- Кооперативный – характеризуется привлечением третьих сторон для совершения торговых операций;
- Интракорпоративный – когда международная операция осуществляется в географическом и физическом международном пространстве, но экономически в едином интрокорпоративном;
- Метод встречной торговли – операции в которых имеет место движения товара как от импортёра к экспортёру так и в обратном направлении;
- Электронный – торговля через глобальную сеть;
- Институционально – конкурсный – ведение торговли через международные тендеры, аукционы, биржи.