Понятие внешней торговли
Существует несколько определений термина «внешняя торговля». Суть их сводится к следующему:
«Внешняя торговля – это система взаимоотношений субъекта торговли со своими партнерами по рынку, находящимися в других странах».
В экономике различают:
- внешнюю торговлю предприятия (организации),
- внешнюю торговлю государства.
Причинами внешнеторговых отношений могут быть как чисто экономические, так и политические.
К экономическим причинам относятся возможность удовлетворения потребностей в товарах и услугах, которых не было в стране, и разница в ценах на товары в стране и на мировом рынке.
Политическими причинами внешней торговли могут выступать государственные интересы (поддержка той или иной политической и экономической системы или организации). Примером может служить внешняя торговля СССР и Кубы.
Понятие монополии
Термин «монополия» довольно часто встречается в экономической и политической литературе. В широком контексте этот термин означает сосредоточение рычагов управления рыночными отношениями в одних руках, контроль экономической деятельности одной экономической или политической организацией. Монополия позволяет контролировать рыночные цены, поступление на рынок аналогичных товаров, избегать конкуренции. Как правило, монополизация приносить прибыли предприятиям-монополистам, но ущемляет интересы потребителей, лишая их права выбора.
Монополия во внешнеторговых отношениях
Если рассматривать монополизм во внешнеторговой деятельности, можно дать такое определение:
«Монополия внешней торговли – это явление сосредоточения в одних руках всего внешнего товарообмена с целью регулирования и перераспределения его в стране».
Это явление отсутствует в развитых капиталистических странах, потому что оно противоречит политическому и экономическому устройству этих стран с частным торговым оборотом.
Но внешняя торговля всегда находится под контролем государства, так как является составляющей частью системы национальной экономической безопасности. Поэтому правительства всегда принимают участие в регулировке внешнеэкономических отношений. Этот процесс осуществляется путем поведения соответствующей налоговой политики, введение различного рода пошлин на ввозимые товары, введение квот и эмбарго. Кроме того правительства могут договариваться о более благоприятных условиях для продвижения национальных товаров в другой стране.
После Октябрьской революции и отмены института частной собственности в Советском Союзе управление внешней торговлей было сосредоточено в руках государства. Это было вызвано тем, что все средства производства были сосредоточены в руках государства, и осуществлялось единое государственное планирование. Монополизация внешней торговли государством была составляющей частью внешней политики СССР. Было создано министерство внешней торговли (первоначально – народный комиссариат внешней торговли). Позже монополизация была несколько ослаблена. К внешней торговли начали привлекаться отдельные министерства и ведомства, развивалось международное экономическое сотрудничество. Опыт Советского Союза был использован и другими социалистическими странами. В некоторых из них на внешний рынок был разрешен доступ и производственным предприятиям. Создавались даже предприятия двойного подчинения – министерству внешней торговли с одной стороны и соответствующему отраслевому министерству с другой.
Усиление роли государства во внешней торговли наблюдалось и в некоторых развивающихся странах. Монополия внешней торговли в развивающихся странах позволяла им использовать возможности внешних экономических связей для развития национальной экономики.
Отрицательной стороной монополии во внешней торговле является снижение возможностей для проявления предпринимательской инициативы и свободы выбора торговых партнеров.