Сущность внешней торговли
Внешняя торговля представляет собой важнейшую форму международных экономических отношений (наряду с международным научно-техническим, производственным и иными формами сотрудничества).
Внешняя торговля – это обмен экономическими благами (товарами и услугами) между национальными экономиками.
Для анализа внешней торговли рассчитывают суммарный объем экспорта, импорта, а также внешнеторговый оборот национальной экономики (который представляет собой сумму экспорта и импорта). Также используются такие показатели, как экспортные и импортные квоты, которые характеризуют зависимость страны от внешних рынков, а также степень вовлеченности национальной экономики в международное разделение труда.
Экспорт и импорт
Экспорт – это вывоз, продажа товаров и услуг на внешние рынки.
Конкурентоспособность экспорта по цене означает то, что страна вывозит продукцию, затраты на производство которой несколько ниже мировых. В современных условиях конкурентоспособность экспортируемой продукции определяется не столько ценой, сколько другими параметрами – качеством, инновационностью, уникальностью, функциональностью, эффективностью маркетинга и т. д.
Выигрыш страны от экспорта во многом зависит от соотношения внутренних и мировых цен на данный товар или услугу, а также от производительности труда в экономиках, участвующих в международной торговле.
Импорт (ввоз) означает, что национальная экономика покупает товары и услуги производство которых либо экономически невыгодно, либо неприоритетно, либо же возможно с относительно более высокими издержками. Также страна может покупать продукцию, которую национальные предприятия пока еще не способны произвести (например, высокотехнологичные товары, некоторые медицинские препараты ит.д.).
Страны часто импортируют недостающие энергоресурсы (например, нефть и газ) и продукты питания (так, в Японии почти отсутствует сельское хозяйство и поэтому страна полностью покрывает потребности в продуктах питания за счет импорта).
Функции внешней торговли
В условиях откpытой рыночной экономики динамика внешней торговли оказывает значительное влияние на основные макpопоказатели экономики. Например, экспортируемые блага потребляют граждане других стран, но экспоpт стимулирует развитие национальной экономики, поскольку способствует росту инвестиций, занятости, объемов пpоизводства и т. д.
Среди основных функций внешней торговли можно выделить:
- функция восполнения недостающих элементов национальной промышленности (это могут быть, например, природные ресурсы, которыми национальная экономика попросту не обладает; либо же, это может быть сложная, наукоемкая продукция, которую страна пока не в состоянии произвести и т.д.)
- трансформационная функция (внешняя торговля способна видоизменять структуру ВНП, приспосабливать ее не только к внутренним, но и к международным потребностям
- эффектообразующая функция (среди выгод международного разделения труда можно выделить: положительный эффект от международной кооперации и специализации, оптимизацию структуры экономики, усиление конкуренции, импорт технологий и ноу-хау и т. д.)
- функцию экономии от увеличения масштабов производства (эффект масштаба); это очень важно для малых стран, с относительно небольшим внутренним рынком, поскольку способствует развитию крупномасштабного производства
- повышение конкурентоспособности национальной продукции (международная торговля мотивирует национальных производителей повышать качество продукции, внедрять инновации, снижать издержки, для того чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке).
Участие в международной торговле приносит очевидные неэкономические выгоды, в том числе социальные, культурные, военные, политические и т.д.