Понятие государственного долга
Пожалуй, будет довольно трудно найти страну, которая не прибегала бы к привлечению средств из внешних или внутренних источников финансирования. В целом, кредит нельзя считать каким-то «абсолютным злом», поскольку рационально использованные кредиты и займы могут в значительной мере ускорять экономическое развитие, делать более эффективным и динамичным процесс расширенного воспроизводства, решать многие социальные и экономические проблемы и т. д.
В то же время, значительный государственный долг — это тяжелое бремя, которое может осложнять нормальное функционирование экономической системы. Рост госдолга уменьшает запас капитала в экономической системе (так как, например, обладатель сбережений, вместо того, чтобы инвестировать средства в экономику через покупку акций различных компаний или кредитования расширенного воспроизводства, покупает государственные облигации, финансируя тем самым государство и его нужды).
Государственным долг – это все непогашенные долговые обязательства государства (в то числе: процентные платежи, по отношению к институтам и частным лицам, негосударственному сектору, а также к иностранным государствам).
Госдолг, в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов, можно подразделить на:
- внутренний (государственная задолженность фирмам, учреждениям, гражданам данной страны)
- внешний (задолженность нерезидентам).
Текущий и капитальный государственный долг
Государственный долг также классифицируется на текущий и капитальный.
Капитальный государственный долг собой представляет сумму выпущенных и непогашенных государственных долговых обязательств (в том числе и начисленные проценты).
Текущий государственный долг включает выплаты кредиторам по всем государственным долговым обязательствам, а также погашение тех обязательств, срок выплат по которым уже наступил.
Внешний государственный долг
Внешний государственный долг — это долг зарубежным странам, фирмам и частным лицам.
Внешний долг часто может являться большим бременем для государств (особенно с развивающейся экономикой). Часто, при этом, кредитор (например, Международный валютный фонд) для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий (вплоть до изменений в законодательстве, проведения структурных реформ, повышения пенсионного возраста и т. д.).
Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т. д.
Внешний долг страны - это само по себе явление весьма распространенное. Говоря о внешнем долге, его обычно сравнивают с объемом валового внутреннего продукта страны (то есть, его величину озвучивают чаще всего не в абсолютных, а в относительных цифрах). Для развитых стран критический уровень внешней долга составляет свыше 60 % от ВВП.
Основные инструменты внешнего заимствования:
- выпуск государственных облигаций
- прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютны фонд, Всемирный банк и т. д.)
Внутренний государственный долг
Внутренний долг представляет собой долг государства фирмам и населению страны.
Долговые обязательства могут обладать следующей формой:
- государственных займов, осуществленных через выпуск ценных бумаг
- кредитов, полученных государством
- иных долговых обязательств.
Долговые обязательства могут быть:
- краткосрочными (до 1 г.)
- среднесрочными (1-5 лет)
- долгосрочными (более 5 лет).
Основные долговые обязательства государства, обеспеченные Правительством Российской Федерации, включают следующее: