Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственный внутренний долг России и его оценка на современном этапе

Все предметы / Финансы / Государственный внутренний долг России и его оценка на современном этапе
Содержание статьи

Сущность внутреннего государственного долга

Определение 1

Внутренний государственный долг - это непогашенные долговые обязательства государства по отношению к юридическим и физическим лицам, являющимся резидентами этого государства.

Традиционно государственный долг разделяют на два основных вида:

  • внутренний,
  • внешний.

Эти виды государственного долга закреплены в российском бюджетном законодательстве. Основой указанного разделения выступает признак, который в литературе встречается под разными названиями: резидентский, валютный, по сферам заимствования, по происхождению кредитных ресурсов. В соответствии с этим признаком внешний и внутренний долг отличаются валютой, в которой они номинированы. Однако ряд авторов указывает на необходимость разделения государственного долга по сферам заимствования. Это значит, что в основу деления кладется внешний и внутренний финансовые рынки. Разделение производится не по тому, в какой валюте возникают обязательства, а по субъектам-кредиторам. Рациональность указанного подхода подтверждается историческими фактами. Так, например, в 1990-е годы Российская Федерация имела займ в долларах США, размещенный среди резидентов России. Такой долг имеет признаки сразу нескольких видов государственного долга - как внутреннего, так и внешнего. Чтобы при классификации государственного долга не возникали подобные затруднения, основной признак деления должен быть четко зафиксирован. В мировой практике можно встретить примеры применения как валютного признака, так и резидентского. Более распространённым является резидентский.

Государственный внутренний долг может рассматриваться как экономическая и как финансово-правовая категория.

С экономической позиции государственный внутренний долг можно определить как инструмент макроэкономической политики, заключающийся в том, что физические и юридические лица передают государству во временное пользование финансовые ресурсы на условиях возвратности. Новый владелец получает возможность реализовать свои интересы, оказывать воздействие на контрагентов, получать доходы и нести расходы. Государственный внутренний долг порождает совокупность отношений в сфере финансов, связанных с перемещением капитала в государственный бюджет из национального или частного сектора путем заимствования.

Исходя из вышесказанного, можно определить основное содержание государственного внутреннего долга как передачу денежных средств от юридических, физических лиц и прочих субъектов в распоряжение государства.

C финансово-правовой позиции под государственным долгом понимают задолженность прошлых лет, к которой добавляется вновь возникающая задолженность, обеспечиваемая всеми активами, которые находятся в распоряжении правительства.

Готовые работы на аналогичную тему

Оценка внутреннего государственного долга РФ

В составе внутреннего государственного долга Российской Федерации выделяются обязательства по:

  • государственным ценным бумагам, которые выражена в российской валюте,
  • кредитам, полученным Россией и выраженным в российской валюте,
  • государственным гарантиям, выраженным в российской валюте,
  • иным выплатам, которые предусмотрены в российской валюте.

Содержание внутреннего государственного долга позволяет характеризовать его виды по различным признакам:

  • по сроку долговых обязательств,
  • по валюте обязательств,
  • по форме обязательств.

По срочности долговых обязательств государственный внутренний долг может быть разделен на следующие разновидности: краткосрочный - на срок менее одного года, среднесрочный - на срок от 1 до 5 лет, долгосрочный - на срок от пяти до 30 лет.

По валюте обязательства делятся на выраженные в национальной валюте и выраженные в иностранной валюте.

По форме государственный внутренний долг может быть облигационным и безоблигационным. В настоящее время в структуре российского внутреннего государственного долга преобладают облигационные формы. В бюджетном законодательстве ценные бумаги рассматриваются как единственная используемая форма внутренних государственных заимствований. Федеральные законы о бюджете, описывая программу государственных внутренних заимствований, закрепляют качестве инструмента осуществления таких заимствований именно ценные бумаги. Судебная практика подтверждает, что государственные займы могут быть получены исключительно путем выпуска ценных бумаг.

В настоящее время проблема оценки государственного долга, в том числе внутреннего, получила широкое обсуждение. Если страна имеет большой объем долговых обязательств, нерационально управляет ими, это может стать причиной возникновения экономической нестабильности вплоть до потери государством финансовой самостоятельности. Поэтому целью управления государственным долгом является повышение благосостояния населения.

Проблема оценки государственного долга обсуждается как на национальном уровне, так и на уровне международных организаций. При этом используются разнообразные долговые индикаторы, позволяющие оценить и классифицировать страны-дебиторы. Также инструменты оценки долговых обязательств применяются международными рейтинговыми агентствами в ходе формирования кредитного рейтинга государств.

Мировая практика предусматривает проведение оценки влияния государственного внутреннего долга на экономическую и социальную сферу. При этом производится расчет объема государственного долга на душу населения, соотнесение объемов ВВП, государственных расходов и долговых показателей.

Таким образом, анализ государственного внутреннего долга требует проводить регулярный анализ объема и состава долга в разрезе срока погашения и затрат на обслуживание, а также оказываемого на платежеспособность страны влияния. Желательно ориентироваться на сокращение доли краткосрочных займов в пользу долгосрочных. Выплаты, связанные с обслуживанием и погашением долгов, должны производиться ритмично, в соответствии с установленным графиком платежей.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис