Сущность внешнеэкономической деятельности организации
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) собой представляет комплекс средств и методов торгово-экономического, валютно-финансового, научно-технического и др. сотрудничества с иностранными экономическими агентами.
ВЭД может быть реализована и рассматриваться как на уровне целой страны, так и на уровне отдельных хозяйственных единиц.
Внешнеэкономическая деятельность фирмы представляет собой сферу деятельности хозяйствующего субъекта, связанную с международной производственной кооперацией и интеграцией, импортом и экспортом продукции, выходом на внешние рынки и т. д.
На современном этапе большинство крупных и динамично развивающихся компаний, как правило, уделяют значительное внимание внешнеэкономической деятельности. Так, в условиях глобализации и стремительного развития международной торговли и передовых информационных технологий, ВЭД, открывает развивающимся фирмам новые, гораздо более широкие возможности (например, использование широких преимуществ международной кооперации и специализации, выход на огромные рынки сбыта, обмен передовым опытом и новейшими технологиями, использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы и т. д.).
Внешнеэкономическая деятельность основывается на независимости и самостоятельности в выборе:
- объема и ассортимента продукции
- иностранного капитала
- внешних рынка
- форм ВЭД, посредством которых можно выходить на внешние рынки.
Классификация ВЭД
По профилю деятельности внешнеэкономическую деятельность можно подразделить на:
- самостоятельную реализацию продукции на внешнем рынке и производство продукции на экспорт
- сугубо внешнеторговые операции, транспортные услуги, финансово-страховые услуги, посреднические услуги и т. д.
По характеру внешнеторговых операций различают:
- импортеров и экспортеров
- таможенных брокеров, специализированных посредников.
По организационно-правовым формам:
- коммерческие организации
- государственные и муниципальные предприятия
- некоммерческие потребительские союзы и ассоциации и т. д.
4 основных вида внешнеторговых операций
Ими являются:
- экспорт, который представляет собой вывоз продукции за границу
- импорт – ввоз продукции в страну
- реэкспорт – вывоз из страны ввезенных в нее ранее товаров для перепродажи в иные страны
- реимпорт – импорт товаров, ранее экспортированных, но не подвергавшихся никакой обработке.
Основные факторы, которые следует учитывать при организации производства за рубежом
Любая фирма, которая выходит на мировой рынок, может осуществлять самостоятельно внешнеторговую деятельность, создавая при этом собственные внешнеторговые фирмы (как на общем балансе компании, так и на самостоятельном балансе, с правом юридического лица).
Однако, при этом, существует целый ряд самых различных факторов, которые также следует принимать во внимание.
Глобальные факторы:
- политическая обстановка в стране
- наличие международных политических конфликтов
- социальное положение населения.
Локальные факторы:
- изменение рыночной конъюнктуры
- инфляция
- экономическая нестабильность
- конфликты с политическим группировками
- трения с местными деловыми кругами
Инвестиционные факторы:
- повышенные риски из-за высокого уровня преступности (рэкет, вымогательство)
- коррупция во властных структурах и контролирующих органах
- более быстрый износ основных фондов вследствие более жестких климатических условий, небрежного эксплуатирования местным персоналом и т. д.
Факторы управленческого характера:
- трения с профсоюзами
- сложности управления местным персоналом и т. д.