Специфика управления творческим коллективом
Управление творческим коллективом - это реализация функций планирования, координации, организации, контроля и мотивации в коллективе сотрудников, для которых ключевую роль играет креативное начало.
Перед менеджерами, работающими в творческом коллективе, стоят следующие проблемы:
- как осуществлять управление творческим коллективом,
- как систематизировать хаотический процесс творческой деятельности, согласовать его с жесткими рамками заказов и графиками,
- как сберечь творческий компонент при конвейерной работе,
- как грамотно выстроить отношения с сотрудниками, результаты работы которых зависят от настроения.
Практика показывает, что традиционные директивные методы неэффективны в креативной сфере. Специфика творческой работы заставляет выстраивать систему взаимодействия внутри коллектива по-новому. Менеджер, работающий в креативной среде, должен проявлять особенную гибкость. Ему приходится:
- направлять исполнителей в нужную сторону, бережно относясь к атмосфере взаимопонимания и творчества,
- четко контролировать графики выполнения заказов, исключив давление,
- выстраивать работу с клиентами таким образом, чтобы исполнителям не приходилось создавать продукт в режиме жестких ограничений времени, цейтнота.
Широкое распространение получил стереотип о взбалмошности, капризности, недисциплинированности, необязательности творческих людей. Было бы некорректно считать, что каждая креативная личность будет такой. Доказательством обратного является существование и успешное развитие дизайн-студий, рекламных агентств и других творческих коллективов. Тем не менее, проблема гармоничного сочетания творчества и производства имеет место.
У любой компании имеется собственная специфика, зависящая от:
- масштабов деятельности,
- численности коллектива,
- внешней и внутренней политики организации,
- приоритетов компании.
Например, одни студии работают по конвейерному принципу, а другие предпочитают брать меньше заказов, но по более высокой стоимости. Одни работают по четкому графику, а в других работникам предоставляется больше свободы. В любом случае, стиль управления коллективом зависит от особенностей организации.
Необходимость эффективной организации работы творческого штата
Определяясь с типом системы управления, необходимо учесть стиль работы организации. Например, большая часть рекламных агентств предпочитает набирать «рабочих лошадок», готовых работать в заданном темпе. Они могут отказаться от талантливого дизайнера, способного генерировать идеи, в пользу более стабильно работающего «сердеднячка». Но бывают руководителя, делающие ставку на яркие таланты. В таком случае производственная составляющая зависит от поведения конкретной личности. С одной стороны, этот подход позволяет увеличить вероятность формирования действительно необычного, уникального и качественного продукта. С другой стороны, он таит в себе риски срыва установленного срока, а также высокую вероятность конфликта с заказчиком. Не все заказчики хотят получить оригинальное решение, многие предпочитают традиционные проекты, не готовы к смелым экспериментам. В этом случае возрастает роль менеджера как посредника. Часто руководители проекта прибегают к следующей хитрости: с заказчиком согласуют одни сроки, а исполнителю называют другие, более сжатые, чтобы иметь несколько дней в запасе.
Огромную роль в организации управления творческим коллективом играет авторитет руководителя. Менеджер не должен рисовать лучше, чем дизайнер, но он должен отчетливо формировать представление о конечном результате работы и доносить его до исполнителя. Только так можно направить процесс в нужное русло. Постоянный контроль соответствия выполненных этапов основной задаче позволяет вносить своевременные корректировки.
Не вызывает сомнений, что атмосфера открытости и взаимопонимания является залогом успешной организации креативного коллектива. Все требования, предъявляемые руководителем проекта или арт-директором, должны иметь разумное обоснование. Доработки и корректировки должны быть оправданы, способствовать совершенствованию продукта. Критика должна быть продуктивной, не оскорбительной. Исполнитель должен иметь возможность высказывать свое мнение, защитить свою позицию.
Важным элементом в процессе управления творческим коллективом является составление правильных тандемов. Например, в крупных агентствах копирайтеры, как правило, сотрудничают с арт-директорами. Могут быть составлены пары из дизайнера и копирайтера, двух дизайнеров с разной специализацией. Важно, чтобы не возникал паразитизм, чтобы сотрудники не снижали потенциал друг друга, а увеличивали его.
В любой деятельности, сочетающей креативные аспекты и производство, неизбежно возникает вопрос борьбы с рутинной. Полностью избежать ее практически невозможно. Чтобы не загасить творческий запал, не утратить интерес к работе, во многих агентствах стремятся повысить творческую активность путем организации игр, упражнений, мозговых штурмов, встреч с выдающимися людьми. Производственный процесс также допускает создание творческой конкуренции, стимулирующей активность исполнителей.
Для формирования творческой атмосферы важна обстановка. Вряд ли строгий офисный дизайн помещения будет способствовать генерации необычных идей. А вот креативный, уютный и, что немаловажно, законченный интерьер с диванами, офисными батутами и, скажем, уголками «для думанья» создаст идеальные условия для творчества. Но не стоит полагаться на один лишь интерьер: продуктивная атмосфера может установиться только в коллективе с хорошими, прозрачными взаимоотношениями как в горизонтальном, так и вертикальном направлении.
Когда менеджер (руководитель проекта, арт-директор) и исполнитель «настроены на одну волну», то процесс работы становится приятным и взаимовыгодным, а результат - успешным, и с профессиональной и с коммерческой точки зрения.