Пути совершенствования системы наставничества
Совершенствование системы наставничества - это совокупность мероприятий, направленных на повышение эффективности системы адаптации сотрудников за счёт предоставления им наиболее полной информации о предприятии и их работе.
Процедура адаптации предназначена для того, чтобы облегчить новым сотрудником вхождение в жизни компании. Новички сталкиваются с большим количеством трудностей, некоторые из которых приводят к быстрому увольнению. Если организация уделяет недостаточно внимания адаптационным процессам, в ней не выработаны четко регламентированные процедуры адаптации, то новый сотрудник будет с трудом «вписываться» в новый для него коллектив. Соответственно, снижается эффективность мероприятий, связанных с комплектованием компании персоналом.
С целью ускорения адаптации в новом коллективе для молодых сотрудников может быть реализована система наставничества, состоящая в заключении ученических договоров. При этом назначаются:
- инструктор производственного обучения, который передаст профессиональные умения и навыки. В случае с рабочими профессиями обучение может производиться в процессе выполнения работ или изготовления продукции с соблюдением предъявляемых к качеству требований,
- преподаватель теоретического обучения, который восполнит пробелы сотрудника по теоретическому курсу с учетом специфики конкретного предприятия.
Следующий вариант организации наставничества - стажировка, на время которой молодому сотруднику назначают куратора из линейных руководителей подразделения. Если говорить о производственных предприятиях, это может быть старший мастер или начальник участка. Для куратора определяют следующие обязанности:
- оказывать практическую помощь в ходе изучения молодым сотрудником технических процессов и конструкторской документации,
- обеспечивать полную загрузку сотрудника в течение рабочей смены,
- обеспечивать оперативное решение вопросов и организовывать взаимодействие с вспомогательными службами, чтобы в работе нового сотрудника не возникали простои,
- оказывать помощь в освоении корпоративной культуры,
- формировать лояльность и позитивное отношение к работе.
Для молодого специалиста в процессе стажировки разрабатывают план стажировки. Этот план может включать:
- задачи, связанные с изучением технической документации,
- задания на изучение оборудования, инструмента, оснастки,
- задания по изучению стандартов предприятия и требований к организации рабочего места,
- практико-ориентированные задания, направленные на освоение рациональных методов и приёмов, которые обеспечивают высокое качество работы и высокую производительность труда.
Главное, что должен сделать наставник, - это передать молодому сотруднику свой опыт, включая рациональные методы и приёмы работы. Наставник вместе с руководителем подразделения должен осуществлять контроль выполнения индивидуального плана стажировки, оказывать помощь в адаптации в коллективе.
Отдельный случай - когда на предприятии проходят практику студенты. Студентам должен быть назначен руководитель практики от организации. Задачи руководителя практики:
- разработать план прохождения практики на основе программы практики. План зависит от специальности, по которой студент учится, а также вида практики,
- разъяснить студенту круг задач,
- контролировать правильность и своевременность выполнения поставленных задач,
- взаимодействовать с руководителем практики от учебного заведения,
- своевременно проводить оценку работы студентов,
- выдавать рекомендации, связанные с профессиональным развитием,
- дать заключение о целесообразности приёма практиканта на постоянную работу.
На практике часто система наставничества содержит в себе две проблемы:
- наставники недостаточно подготовлены для того, чтобы успешно передавать знания,
- наставники мало заинтересованы в том, чтобы тратить время на обучение новых сотрудников.
Повышение эффективности работы наставников
Для решения проблем, связанных с системой наставничества, работа может быть организована по двум направлениям:
- обучение наставников нужным компетенциям, в первую очередь - педагогическим,
- разработка системы мотивации для наставников.
Система поощрения наставников должна включать в себя материальное и нематериальное поощрение.
Элементы материальной мотивации наставников:
- единовременные выплаты, которые вводятся по итогам прохождении новым сотрудником аттестации. Если новый сотрудник успешно прошёл адаптационный период и был назначен на соответствующую должность, наставнику выплачивается фиксированное вознаграждение,
- ежемесячная надбавка к окладу. Сотрудник, осуществляющий функции наставника, должен получать оплату за дополнительные обязанности.
К элементам нематериальной мотивации наставников относят:
- размещение сведений о достижениях наставников,
- обнародование результатов конкурсов профессионального мастерства среди наставников.
Для Наставников может быть организовано дистанционное обучение. Как правило, наставников выбирают из людей, которые давно работают на своей должности и хорошо знакомы со спецификой работы. Однако многие наставники не являются педагогами, плохо знают методики обучения, обладают недостаточно развитыми коммуникативными умениями.
Совершенствование системы наставничества принесёт предприятию экономический и социальный эффект.
Содержание экономического эффекта:
- уменьшается время на адаптацию новых сотрудников,
- сокращаются расходы на организацию работы, связанной с приёмом и увольнением сотрудников,
- снижаются затраты на введение новых сотрудников в должность,
- экономится время других сотрудников, на которых возлагается выполнение функций уволенных работников и исправление ошибок новичков.
Социальный эффект выражается в улучшении психологического климата в коллективе, повышении удовлетворённости трудом, ускорении обмена информацией между давно работающими и новыми сотрудниками (причем этот процесс является двусторонним).