Порядок разработки, согласования и утверждения должностной инструкции
Разработка должностной инструкции - это процесс создания локального нормативного акта, принимаемого работодателем.
Напрямую трудовое законодательство не регламентирует правила разработки, согласования и утверждения должностных инструкций, поэтому можно утверждать, что сфера разработки должностных инструкций не стандартизирована.
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации у работодателей, за исключением физических лиц, не зарегистрированных как индивидуальные предприниматели, есть право принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в пределах своих компетенций и в соответствии с трудовым законодательством и другими нормативно-правовыми актами, в которых содержатся нормы трудового права, коллективными договорами и соглашениями. Поэтому большая часть работодателей может вводить для регламентирования трудовых отношений должностные инструкции. Работодатели могут сами установить порядок разработки, согласования и утверждения должностных инструкций. При этом устанавливаемые локальными нормативными актами нормы не должны приводить к ухудшению положения сотрудников по сравнению с тем, что установлено в трудовом законодательстве и иных нормативно-правовых актах, содержащих нормы трудового права, коллективных договорах и соглашениях.
Разработка должностных инструкций может осуществляться как на этапе проектирования организации, так и для уже функционирующего бизнеса, в котором сложились определённые трудовые отношения:
- в первом случае требуется тщательно смоделировать трудовые процессы исполнителей,
- во втором случае необходимо глубоко проанализировать существующие трудовые отношения
В любой ситуации разработка должностных инструкций осуществляется по общепринятому алгоритму действий. Разработка должностных инструкций может быть представлена как последовательность этапов:
- подготовительный этап,
- разработка проектов должностных инструкций,
- согласование проектов должностных инструкций,
- утверждение должностных инструкций.
Подготовительный этап разработки должностной инструкции
Непосредственно этапу разработки должностной инструкции в каждом конкретном случае предшествует подготовительная работа. В первую очередь следует изучить все действующие нормативно-правовые документы, которые регламентируют деятельность должностных лиц, устанавливают правила разработки и хранения документов организационно-правового характера. Работодатель самостоятельно в рамках локального нормотворчества должен определить, в каком порядке осуществляется разработка, согласование и утверждение должностных инструкций. Для этого следует разработать Положение о должностной инструкции.
Положение о должностной инструкции является необязательным документом, но лучше не пренебрегать его составлением. Положение способствует упорядочению работы с инструкциями, делает их четкими и унифицированными, обозначает порядок придания им юридической силы. С момента утверждения руководителем Положения все должностные инструкции должны соответствовать его требованиям.
В основе разрабатываемых должностных инструкций должны лежать квалификационные характеристики и требования по должностям служащих и профессиям рабочих. Эти характеристики утверждены Министерством труда Российской Федерации. В них перечислены основные элементы, входящие в должностную инструкцию:
- наименование должности,
- специальность сотрудника,
- профессия сотрудника,
- требования к уровню компетенции,
- приблизительный перечень обязанностей.
При этом Министерство труда определяет лишь типовые должностные обязанности, соответствующие должности, профессии или специальности. Уточнение обязанностей осуществляется конкретным трудовым договором или должностной инструкцией.
Организации часто завышают квалификационные требования к кандидатам. Это может повлечь обращение в суд и признание дискриминацией. Например, если организация требует от соискателя на должность кассира высшего образования и трехлетнего стажа работы, кандидат, не прошедший отбор, может обратиться в суд в связи с отказом в приёме на работу. Поэтому целесообразно при определении квалификационных требований опираться на действующие нормативы.
Законодатель не устанавливает обязанность разрабатывать должностные инструкции. Отсутствуют и чёткие указания по правильному составлению должностных инструкций. Работодатель принимает должностные инструкции в пределах своих компетенций. Это способствует расширению свободы работодателя, но в то же время необходимо соблюдать некоторые ограничения.
Одним из важных условий трудового договора, определяемых сторонами, является трудовая функция. Речь идёт о работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии или специальности. Указывается конкретный вид работы, поручаемой сотруднику. Работодатель самостоятельно может устанавливать наименование должностей, специальностей и профессий. Однако статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что для профессий, должностей и специальностей, по которым предусматривается предоставление льгот и компенсаций, либо наличие ограничений, необходимо соблюдать наименование и требования, указанные в квалификационных справочниках. Это правило касается трудового договора, но оно может применяться и к другим документам кадрового характера.
Чтобы обеспечить социальные, пенсионные и иные гарантии, предусматриваемые российским законодательством, работодателю лучше при разработке должностных инструкций руководствоваться квалификационными справочниками. Если должности и профессии отсутствуют в соответствующем справочнике, работодатель должен указывать наименование их в соответствии с нормативными правовыми актами, предоставляющими льготы или налагающими ограничения.