Эксперимент как метод научного познания
Проведение экспериментов в управлении персоналом – это применение метода научного познания, направленного на исследование явлений реально-предметной действительности в заданных (определенных) воспроизводимых условиях на основе их контролируемого изменения.
Экспериментальное исследования – это один из эмпирических научных методов, который может рассматриваться как разновидность опыта с целенаправленно познавательным, методическим характером. Эксперименту отводится ведущая роль в иерархии методов научного познания. Часто его воспринимают как критерий истинности научного знания в общем.
В отличие от другого метода научно-практического познания, непосредственно связанного с экспериментом, - наблюдения – эксперимент опирается на теорию, определяющую постановку задач и интерпретацию результатов исследования. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в ход изучаемого процесса для того, чтобы получить определенные знания о нем.
Наблюдение за исследуемым явлением производится в контролируемых, специально создаваемых условиях. Если повторить сходные условия, удастся воспроизвести ход явления. Создание искусственной системы обеспечивает возможность осознанного (а иногда и неосознанного, случайного) влияния на нее путем элиминирования, перегруппировки элементов или замены их другими элементами. Путем наблюдения за происходящими при этом изменениями можно раскрыть причинно-следственные связи, обнаружить новые закономерности и свойства изучаемых явлений.
Исследователь в ходе проведения эксперимента может не только контролировать и воспроизводить условия для изучения объекта, но и искусственно их варьировать, изменять. Это одно из важных преимуществ эксперимента в сравнении с наблюдением. Благодаря изменению условий исследователь получает дополнительные возможности для обнаружения скрытых связей и свойств объекта. Обычно для контроля и изменения условий используют приборные устройства, представляющие собой орудие воздействия на объект.
Ключевыми логико-практическими элементами процедуры эксперимента являются:
- постановка вопросов и выдвижение гипотез (предполагаемых ответов),
- создание экспериментальных установок, которые бы обеспечили необходимые для исследователя условия взаимодействия объекта изучения,
- контролируемое изменение заданных условий,
- фиксация наблюдаемых следствий и определение их причин,
- описание обнаруженного явления и его свойств.
В современных науках широко используются различные виды экспериментов. Приоритетное значение они имеют в естественных науках, но этим возможность применения эксперимента не ограничивается. Можно указать такие типы эксперимента:
- качественный эксперимент, предназначенный для установления наличия или отсутствия явления, предполагаемого в научной теории,
- измерительный эксперимент, позволяющий выявить количественную определенность относительно какого-либо свойства,
- решающий эксперимент, предназначенный для проверки принципиальных гипотез научной теории,
- мысленный эксперимент, относящийся к области теоретических знаний и представляющий собой систему практически не осуществимых, сугубо умозрительных процедур, которые проводятся над идеальными объектами. Мысленные эксперименты выступают моделями реальных ситуаций. Их проводят для того, чтобы выяснить, согласованы ли основные теоретические принципы,
- модельный эксперимент, ставящийся на материальных моделях,
- производственный эксперимент.
Использование экспериментов в области управления персоналом
Эксперимент является инструментом, доступным для служб управления персоналом. Идеально, когда служба управления персоналом проводит полевой эксперимент, обеспечивающий сравнение экспериментальной и контрольной группы в реальных условиях. Например, эксперимент может состоять в том, что половину персонала обучат технике безопасности:
- экспериментальная группа проходит обучение,
- контрольная группа не обучается.
Затем на протяжении нескольких месяцев проводится сравнение отчетов по безопасности двух групп. Если число несчастных случаев в экспериментальной группе существенно ниже, это значит, что программа обучения может быть признана эффективной.
Проведение экспериментов с персоналом связано с рядом препятствий. Многие менеджеры не готовы на подобные эксперименты из-за нравственных ограничений и риска недовольства со стороны работников, не привлеченных к эксперименту. Вовлеченные работники тоже могут оказаться недовольны тем, что подверглись манипуляции. Решением этой проблемы может стать использование групп из разных подразделений или организаций.
Известные эксперименты в области управления персоналом
Одним из самых известных экспериментов в сфере управления персоналом является Хоторнский эксперимент. О нем упоминают во всех учебниках по менеджменту. Изначально Элтон Мэйо по заказу Western Electric планировал выяснить, как условия труда (в частности, освещенность) влияет на производительность сборщиц реле. Неожиданно обнаружилось, что у группы, участвовавшей в эксперименте, были лучшие результаты, чем у других групп – независимо от внешних условий. Был сделан вывод, что испытуемые ощущали свою причастность к важному мероприятию, и это мотивировало их работать лучше.
В Стэндфордском тюремном эксперименте людей разделили на две группы – «надзирателей» и «заключенных». Уже через несколько дней «надзиратели» начали унижать «заключенных» (прекрасно осознавая, что среди них нет настоящих преступников), а «заключенные» заняли подчиненную позицию.
Готовность людей к жестокости была подтверждена и в эксперименте Стэнли Милгрема «учитель и ученики». Роль учеников играли подставные актеры. Добровольцы в роли учителя могли наказывать учеников за неправильные ответы ударом тока определенной силы. Большинство учителей, не зная, что актеры только делают вид, что получают удары, несмотря на мольбы доводили силу тока до максимума.